Городокская центральная районная больница

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

"ГОРОДОКСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"

Почему ребенок дерется?

Проблемы с ребенком, которые не могут решиться. Ребенка не узнать, из чуткого человечка превратился в маленького монстра. Постоянно жалуются воспитатели на то, что дерется, капризничает и упрямится. Что происходит с ребенком?

Ситуации, когда дети дерутся бывают разные. Естественный ли это этап взросления или тревожный звонок, что не все так гладко и ребенку стоит уделить больше внимания. Давайте рассмотрим возрастные особенности детей. Практически все малыши, за редким исключением, дерутся. Они легко к этому относятся и воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Это их «первобытный инстинкт». Так они выстраивают свои стратегические потребности, готовятся к взрослой жизни, в виде игры. Каждый человек рожден с определенным набором желаний и возможностей. Они необходимы для выполнения своей роли в обществе, для нормального функционирования всей системы, в которой живет и адаптируется человек.

Возраст от 3 до 6 лет – это первый, очень важный этап социализации, когда дети учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми, при этом происходит отстаивание собственных позиций. Своего места. Драки – неотъемлемая часть этого процесса. Дети организуются по принципу «первобытной стаи», выясняя, кто из них какую функцию в дальнейшем будет выполнять и сколько она «весит» в обществе. Если ребенок дерется в возрасте 3-4 лет, чаще всего он ведет себя естественно, как умеет, у него еще нет навыков «культурного» поведения. Но мы давно не первобытная стая. Мы живем в сложноорганизованном обществе, под влиянием культурных норм, ограничивающих и обуславливающих нас же в определенном формате. Поэтому в каждом конкретном случае нужно разбираться, чем вызван конфликт, почему ребенок ударил другого, и объяснять, как было бы правильно выйти из ситуации. Родителям важно учить ребенка договариваться, научать его культурным ограничениям, поведению в группе, жизни среди других детей. Важно помнить одно правило – нельзя говорить ребенку, что он плохой, потому что обидел или ударил кого-то. А нужно сказать, что плохие его действия, потому что они ведут к нехорошим последствиям ( объяснить к каким конкретно).

Также особое внимание нужно уделить особенностям характера ребенка.

Например, шустрый, изворотливый, гибкий малыш, потрясающе подвижный. Он как рыба в воде чувствует себя на спортивных турниках и горках. Психика у него тоже гибкая. Все устремления выражены в пользе (выгоде), главное для него — добыча, возьмет все, что плохо лежит, выторгует все, что угодно. Вывернется из любой ситуации.

При правильном развитии врожденного потенциала такие дети — это будущие бизнесмены, инженеры. И драка для них – способ доказать свое первенство или борьба за обладание чем-либо. В младшем возрасте для них такие эпизоды это – нормально, это их рост, их развитие. Они учатся занимать свое место под солнцем. И самое лучшее – дать им это сделать в таком «безопасном» возрасте и безопасном режиме. Естественно под присмотром и соответствующими объяснениями, но относиться к этому можно спокойно.

Есть, наоборот, медлительные и «тщательные» дети. Неспешные, аккуратные. Такой все соберет – книжечка к книжечке, карандашик – к карандашику. Основательный, послушный, никогда не соврет и очень любит маму. Будет хорошо учится и много читать. Это дети — будущие профессионалы своего дела. Причем любого, чем бы не занялись – от программирования до создания одежды. Доводящие каждое дело до конца, до совершенства. По своей природе такие дети покладистые и не драчливые. Драки в их случае чаще всего являются сигналом о том, что надо корректировать воспитание. Можно сказать иначе — если в драке есть элемент садизма, желания причинить боль другому, то на это обязательно необходимо обращать внимание, в каком бы возрасте это не происходило. Так ведет себя только ребенок в состоянии обиды. Возможно, он мстит обидчику, если считает, что с ним поступили несправедливо, и будет достаточно просто доверительно поговорить с ним. Более серьезный вариант, когда желание причинить боль другому становится доминирующим. Как правило, это следствие сильной обиды на маму. И причин тут может быть много, но все они связаны с потерей чувства безопасности (травма привязанности) и нарушением нормального развития ребенка. Возможно, торопливая мама постоянно подгоняет такого ребенка из-за его природной (!) медлительности, нарушая его естественные временные ритмы, от чего он впадает в еще больший ступор и начинает упрямиться. Это может привести к очень негативным сценариям в будущем.

 

Психолог УЗ «Городокская ЦРБ»   Судакова Л.А.

 Тел для справок- 5-12-09

Оставьте комментарий