Городокская центральная районная больница

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

"ГОРОДОКСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"

Миф о волшебной таблетке

Миф о "волшебной таблетке"

Следует отчетливо понимать, что «наркотическая зависимость» и «выздоровление» — понятия разные. Под  успешным  результатом лечения понимается длительная устойчивая ремиссия ( отказ от употребления), восстановление физического здоровья и социализация (взаимодействие в обществе). Однако  часто можно слышать фразу «бывших наркоманов не бывает» – человек может в любой момент вернуться к прежнему образу жизни. Что делать и какие условия должны быть соблюдены, чтобы лечение дало ожидаемый результат:

Желание  самого человека избавиться от пагубной привычки: вылечить больного даже от простуды без его участия достаточно сложно, что уж говорить о наркомании. Именно поэтому не работает большинство «быстрых» методов: вы лечите близкого, а он в это время придумывает способы и изыскивает возможности принять привычное вещество;

— Доверие медикам и близким: убедить зависимого, что все, что делается, — делается для него и во благо него – важный шаг, без которого лечение не стоит даже начинать;

Нацеленность на длительную работу над собой: те, кто считает, что зависимость от наркотиков можно побороть за день или неделю, очень быстро теряют инициативу, когда понимают, что процесс может растянуться на месяцы, а контролировать себя придется до конца жизни. И это – еще одна причина того, что зависимые и их близкие хватаются за бесполезные «соломинки» в виде вышеописанных быстрых методов.

Алгоритм успешного лечения

— первый, медикаментозный этап – снятие абстинентного синдрома, приведение  зависимого в относительно адекватное состояние;

— второй этап, как правило, также связан с медикаментозной терапией. Дело в том, что последствия наркотиков в организме почти всегда проявляются в виде запущенных заболеваний и патологий внутренних органов, кожи, кровеносной, костной и нервной систем, которые необходимо устранять для обеспечения зависимому приемлемого качества жизни в будущем;

— третий этап – реабилитационно-психологический: это – наиболее длительный по времени период лечения, в процессе которого  зависимый не только полностью осознает вред наркомании и соотносит его со своим текущим состоянием, но и социализируется и налаживает связи с близким окружением и обществом, учится познавать и самостоятельно выстраивать жизнь без наркотиков. Психологическую реабилитацию, кстати, можно проводить одновременно со вторым медикаментозным этапом;

— четвертый этап – поддерживающий. И длится он всю оставшуюся жизнь. Это непрерывная работа над собой, постепенная переоценка ценностей и первостепенных по значимости вещей. Сюда также входит помощь другим зависимым.

 

 

Психолог

УЗ «Городокская ЦРБ» Судакова Л.А.

 Телефон Доверия: 5-12-09 (802139)

ИЛЛЮЗИЯ СВОБОДЫ ИЛИ ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Иллюзия свободы или замкнутый круг

Если в семье хотя бы один из родителей имеет сложные отношения с алкоголем —  ребенку причиняется непоправимый вред — кроме разнообразных хронических заболеваний и патологий дитя может унаследовать и психологические проблемы. Уже давно доказано, что в подобных семьях ребенок находится в сфере посттравматического стрессового расстройства.

Что же происходит с ребенком? Он имеет самую уязвимую позицию в семье, находясь в промежуточном состоянии и если у взрослого человека есть выбор (уйти, развестись и прочее), то у ребенка в пьющей семье этого выбора нет, вследствие малого эмоционального опыта, когда он не понимает еще почему в его жизни именно так все происходит, а в других семьях -этого нет.

Нестабильный, конфликтный стиль отношений, когда мать постоянно ругает пьяного отца за несостоятельность и слабохарактерность или факты избиения пьяным отцом матери – все это искажает условия ранней социализации ребенка, являясь причиной нервно-психических расстройств  и фактором риска возникновения асоциального поведения. Вот тогда и появляется чувство вины, тревоги и беспомощности, которые провоцируют у несовершеннолетнего  депрессивные состояния, вследствие чего можно наблюдать  резкое ухудшение состояния здоровья.

Например, перед тем как идти в школу резко повышается температура или возникают истерики с  последующими головными болями  или  же ночные кошмары с энурезом и прочее. Родители пьющих  семей не всегда осознают, что функция несовершеннолетнего в атмосфере подобных условий в очень даже недетских действиях: — Выслушивать мать, которая недовольна поведением и алкоголизмом отца, — Уговаривать ее уйти от него и жить спокойно, — терпеть манипуляции и насилие (психиическое, физическое, эмоциональное), ибо в семье где пьют не умеют правильно выражать положительные  чувства, чаще недовольства и агрессия. А далее, в один прекрасный момент, благодаря определенным обстоятельствам,  хорошо, если отец  начинает понимать, что семья распадается и он делает шаги к исправлению: кодируется и лечится. Семья восстанавливается. Мужчина какое-то время «держит себя в руках», делает с ребенком уроки, играет с ним, ублажает жену (стадия «медовый месяц»).

Но это ненадолго, потому что фактор психологической зависимости от алкоголя, независимо от наличия кодирования, снимается  не сразу, важны регулярные посещения  специалиста (психолог, психиатр).  Постепенно у всех начинает нарастать эмоциональное и физическое напряжение  мама следит за отцом, на предмет трезвости и отсутствия порочных друзей; отец чаще и больше курит и пьет кофе). Вскоре отец снимает это напряжение и уходит «в срыв» и этот многолетний порочный круг возобновляется.

В чем секрет данной семьи? Женщина-мать, живущая долгие годы с пьющим мужчиной является созависимой и бессознательно пытается продемонстрировать, больше для социума, чем для себя принцип  семьи: « у нас все хорошо, как у людей», а в этот момент у ребенка происходит непонимание себя, других и  мира, в целом (отец пьет, мать снова ругается, скандалы и прочее)  — утрачивается базовое доверие и несовершеннолетний продолжает в этом сосуществовать, создавая свой мир, где ему хорошо, и он  как можно чаще возвращается и пребывает там, теряя связь с реальностью (в школе ухудшается оценочный показатель, процесс выполнения заданий снижается, не хочется общаться со сверстниками и родителями).

В сфере чувств и убеждений доминируют установки «Я ненужный и плохой», «Зачем я этому миру и зачем  этот мир мне?»  Родители не понимают или не хотят этого осознать, что их чадо пребывает в вечном напряжении и тревоге, потому что  ребенок не знает, могут ли в него сегодня бросить окурок сигареты, потому что отец пьян и успеет ли он убежать, когда родители будут ругаться, ибо в его сознании доминирует отрицательный эмоциональный опыт прошлого, когда родитель пьян — всегда происходит только  плохое. Именно так пьющими родителями  формируется психология жертвы у ребенка.

Каким он вырастет?

Варианты:

— Зависимый (алкоголизация), по генетичнской предрасположенности; —  Созависимый (повторение детского сценария, когда влюбляясь в  пьющего человека, живет с ним и спасает всю жизнь);

— Остается созависимым, но принимает внутреннее для себя решение «раз и навсегда, в моей жизни такого никогда не будет»;

—  Недоверчивый, параноидальный ( пытающийся все контролировать), к  этому приводит чувство стыда за своих родителей. Из-за этого дети, выросшие в подобных семьях, тщательно скрывают свою ситуацию. Они рано перестают приглашать в гости друзей, предпочитая встречаться на улице, не распространяются о семейных обстоятельствах, в которых сосуществуют.

— Агрессивный. Причин поведения, связанного с этим множество — это и нарушения нервной системы, и копирование поведения одного из родителей, и неспособность выразить свои чувства иным способом. К сожалению, такой шаблон на долгое время может стать одним из самых привычных, если вовремя не скорректировать поведение ребенка.

Что делать?

1.Обратиться к специалисту (психолог, психиатр, нарколог);

2. Если взрослый человек испытал подобное в детстве — вписать  травматический перенесенный  период  в картину своей жизни ( «Да, это со мной случилось, но сейчас у меня есть все возможности восстановить себя»).

Психолог УЗ «Городокская ЦРБ» Судакова Л.А.

Тел. для справок 5-12-09 (802139) или +375333476057 (МТС).

Трудные дети

ТРУДНЫЕ ДЕТИ?

Под эпитетом трудные — определяется характерная особенность в жизненных проявлениях подростка (а также и в педагогическом плане), связанная с устойчивым отклонением от нормы тех или иных сторон его формирующейся личности, обусловленных физическими и умственными недостатками, дефектами, проявляющимися в осложненной форме поведения.

 Какие отклонения в поведении детей относятся к асоциальным?

Их много: грубость, нечестность, лень, сквернословие, неуважение к старшим, воровство, хулиганство, бродяжничество, курение, употребление алкоголя, наркотиков и др. Чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка, пораженного ими, называют трудным, а потом асоциальным.  Схема падения от трудного к асоциальному примерно такая: сначала появляются отдельные искажения, затем — «шатающаяся» ориентация, которая может перейти в отрицательную, и, наконец, может сформироваться устойчивая антиобщественная направленность личности. Проявляется асоциальное поведение в широких пределах — от легких, незначительных нарушений правил поведения до противоправных действий, вызванных глубокой моральной запущенностью.

Вначале ребенок становится трудным. Раньше это слово писали в кавычках, теперь оно стало педагогическим понятием. Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребенок  — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины. На фоне нравственной инфантильности детей легко образовались и другие асоциальные «наросты» — грубость, пропуски занятий, хулиганство и т.д. Традиционно главным критерием причисления ребенка к трудным является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребенка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, к самому себе. Таким образом, то, что должно быть первостепенным для учителя — внутренний мир, эмоциональные состояния, переживания ребенка, — зачастую оказывается вне сферы его педагогического действия. Отсюда и формальное зачисление ребенка в категорию трудных, а на самом деле непознанных.  Основными признаками ненормальности поведения трудных детей – это склонность к праздношатанию, бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, обостренную сексуальную жизнь, колебания в аффективной сфере, агрессивность и связанную с ней антисоциальность. Никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в тысячах больших и малых примеров поведения взрослых. Причины неудовлетворенности детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения. Дети копировали и всегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая все без разбору. Отличать плохое от хорошего они еще не умеют, вследствие малого эмоционального опыта.

При коррекции асоциального поведения детей необходимо:

  1. Известно, что воспитательные меры, с успехом примененные к одному школьнику, могут не дать ожидаемого эффекта по отношению к другому. Поэтому общие воспитательные мероприятия должны дополняться индивидуальным подходом. Должна быть общая программа и индивидуальный корректив к ней.
  2. Подключать к воспитанию весь класс. Воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива.
  3. Знать и учитывать побудительные причины (мотивы) поступков. Различия в мотивах действий определяют и различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным проступком ученика. Вот школьник ударил товарища. Можно ли правильно реагировать, не выяснив мотива этого поступка? Конечно, такой поступок требует осуждения. Но квалифицировать его следует по-разному, в зависимости от того, например, ударил ли ученик дежурного по классу за сделанное замечание, реагировал ли на оскорбление со стороны одноклассника или, наконец, пытался защитить девочку-одноклассницу. Свою работу учитель должен строить в зависимости от типа нервной системы школьников. Для импульсивного, вспыльчивого, возбудимого необходима сдержанная, спокойная, но твердая требовательность. Представитель слабого типа нервной системы — робкий, застенчивый, неуверенный в себе школьник требует поддержки, особого такта, доброжелательности, подбадривания. В отношении этих школьников не следует прибегать к сильным и жестким мерам воздействия, суровым взысканиям, резким, гневным оценкам.
  4. Различным должен быть и тон в обращении с детьми разного типа. Не следует гневно, эмоционально, на повышенных тонах делать выговор школьникам, склонным к быстрому возбуждению, или легко тормозимым представителям слабого типа. У первых это может вызвать перевозбуждение, озлобление, у вторых, наоборот, полную заторможенность, состояние угнетения и подавленности. Оптимальный тон в отношении тех и других — спокойно-доброжелательный, спокойно-требовательный, спокойно-осуждающий. Необходимо помнить, что школьник со слабой подвижностью (инертностью) нервных процессов не всегда быстро реагирует на замечание учителя, немедленно отвечает на его вопросы. Учитель может сгоряча поставить плохую отметку инертному школьнику, в ответ получить естественную реакцию — обиду, озлобленность, упрямство.
  5. Работу с такими детьми необходимо начинать с тщательного изучения их индивидуально-психологических особенностей, чтобы понять, что же толкнуло их на путь асоциального поведения, каковы причины столь серьезных изменений их личности. Повторяю: если воспитатель, педагог не распознает этих причин, то он не сможет бороться и со злом. Общая причина развития у ребенка отрицательных форм поведения -допущенные на предыдущих этапах ошибки в его воспитании. Даже если первые острые реакции, тяжелые переживания уже исчезли и ребенок ведет себя как будто лучше, как будто успокоился, все равно важно понимать, что его отрицательное поведение явилось результатом острых переживаний, вызванных когда-то ошибками воспитания.
  6. Основная причина асоциального поведения — неблагополучие в семье: бытовая и социальная распущенность, нечистоплотность; семейные отношения, где существуют ссоры между родителями, а порой и полный распад семьи. Профессор А.Б. Сахаров в работе «Правонарушение подростка и закон» отмечает, что 90 % несовершеннолетних правонарушителей — это те, кто рос и воспитывался в неблагоприятной семейной обстановке, где родители не уделяли должного внимания ребенку, баловали, покрывали недостойные поступки, где процветали мещанство и обывательщина, грубость и деспотизм, пьянство и нравственная нечистоплотность. В таких семьях дети видят дурной пример родителей, развиваются без семейного надзора, предоставлены сами себе, легко попадают под дурное влияние. Словом, как говорят педагоги и психологи, трудные дети — это чаще всего дети «трудных» родителей.
  7. Надо стараться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить внутрисемейные от-ношения, больше внимания уделять своему ребенку. Следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника, попытаться улучшить его компанию, привлечь ее к общественно полезным делам, а если это не удастся, то отвести школьника от компании, оградив его от дурного влияния. Правильная организация жизни и деятельности трудного ребенка, включение его в систему трудовых отношений должны благоприятно повлиять на его перевоспитание, но не как устранение, искоренение чего-то негативного, борьбу с недостатками и пороками, а прежде всего формирование, развитие положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.

Что же будет главным в работе с педагогически запущенными школьниками?

Это, во-первых, теплое, сердечное, доброжелательное отношение взрослых. 

Во-вторых, умение педагога выявить то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого запущенного, и опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. Без педагогического оптимизма, который позволяет видеть хорошее даже у самого плохого, без опоры на «положительный фонд личности» успеха в коррекционной и перевоспитательной работе не достичь.

 В-третьих, открытое и постоянное выражение доверия в нравственные силы трудных детей («Я в тебе уверен. Ты не такой». Дети ценят, когда им доверяют, несмотря на их плохую репутацию. Они надеются, что взрослые их правильно поймут.

                               Чего делать нельзя

 

Образование, в том числе и учебная дисциплина учеников, регламентируется законом. В соответствии с ним педагог не может препятствовать ребенку в реализации его права на образование, то есть выгонять нарушителя дисциплины с урока или требовать его отчисления из школы, если ребенку еще нет 15 лет.

Кроме этого, запрещаются следующие меры воздействия:

  • назначение нарушителя дежурным по классу;
  • наказание физическим трудом: уборка территории, мытье полов;
  • физическое или психологическое насилие: ребенка нельзя бить и оскорблять, заставлять стоять весь урок;
  • задержка учащегося после уроков.

Даже злостного нарушителя дисциплины нельзя выгнать из школы, пока ему нет 15 лет. Отчисление считается высшей мерой дисциплинарного воздействия и требует множества доказательств того, что ребенок умышленно совершает проступки и никакому влиянию не поддается.

Примерный набор правил  для учащегося может выглядеть так:

  • Слушайте учителя и выполняйте его указания.
  • Прежде чем встать или заговорить, поднимите руку.
  • Будьте вежливы с учителем и одноклассниками.

Ученик нарушает дисциплину: какие меры можно предпринять

Дети не механические игрушки, и дисциплину так или иначе нарушают все. Некоторые делают это регулярно и целенаправленно, но большинство «прокалывается» от усталости, повышенного уровня стресса или тревожности. В этих случаях обычно хватает мягких однократных мер воздействия.

  • Установите зрительный контакт с нарушителем и убедитесь, что он зафиксировал ваш взгляд. Часто этого бывает достаточно, чтобы ребенок вернулся к уроку.
  • Назовите имя нарушителя, включив его в контекст объяснения. Ребенок, поняв, что его поведение заметили, прекратит отвлекаться.
  • Устройте нарушителю интеллектуальную паузу: посадите его за отдельный стол и дайте индивидуальное задание или короткую проверочную работу.
  • Просто пересадите ребенка на заднюю парту. Лишившись зрителей, он может прекратить неправильное поведение.
  • Попросите ребенка прекратить его действия, устно или запиской. Здесь важно использовать слово «пожалуйста» – оно подчеркивает, что пока есть только

Если ситуация повторяется

В случаях, когда ребенок систематически нарушает дисциплину на уроках, необходимо в первую очередь убедиться, что он делает это осознанно и намеренно. Если нарушения не являются намеренными, стоит поставить вопрос об обследовании учащегося, чтобы убедиться, что у него нет ментальных нарушений. Если ученик нарушает правила намеренно, потребуется систематическая работа, которую лучше проводить по индивидуальному плану действий (ИПД). Он состоит из 4 этапов:

  • Выяснение мотивов поведения ученика.
  • Выбор возможных методов воздействия.
  • Определение порядка действий как для каждого отдельного случая, так и для систематических.
  • Привлечение к решению проблемы родителей и при необходимости психолога.

Выяснение мотивов:

Чтобы понять, каковы причины систематического нарушения правил, необходимо для начала объективно эти нарушения описать. Описание должно охватывать как сами действия, так и обстоятельства, в которых они совершались. Очень важно исключить собственную оценку поведения и описывать его с максимальной объективностью.   Например, «Иванов снова ничего не знает, надоело» – это неверное описание. Верное будет таким: «Иванов сегодня сдал вместо решенной контрольной пустой лист. Это 3-й случай за месяц, темы контрольных между собой не связаны».

Перечень основных мотивов

Выбор методов воздействия

Этот этап делится на два направления. Первое – это контроль учителем собственного поведения, высказываний  и эмоций. Правила таковы:

  • оценивается только поведение ученика, а не его личностные особенности;
  • следует понижать градус конфликта, а не повышать;
  • стоит давать ученику возможность сохранить лицо. После того как он подчинился основному требованию;
  • нельзя проявлять агрессию. Если учителю сложно держать себя в руках, стоит отложить беседу с учеником и провести ее в более удобное время.
  • Уделять нарушителю минимум внимания, используя меры, которые подходят для работы с однократными нарушениями.
  • Апеллировать к интересам всего класса: «Иван, твой разговор мешает одноклассникам разобрать задачу, которая обязательно будет в завтрашней самостоятельной работе».
  • Разрешить нарушителю неправильное поведение и довести его до абсурда, но только в течение определенного времени. Этот метод особенно эффективен, когда учащийся нуждается в дополнительном внимании.
  • Использовать нестандартное поведение: пошутить, резко понизить голос, диктуя новый материал.
  • Вовлечь учеников в урок, задавая им открытые вопросы: что ты думаешь об этом, какая здесь допущена ошибка и пр.
  • Отложить обсуждение вопроса: «Может, это и так, я готова обсудить это после уроков».
  • Пересадить ученика, чтобы он лишился зрителей.

Использование любого из этих методов должно сопровождаться поощрением правильного поведения.

Определение порядка действий производится индивидуально для каждого нарушителя. Необходимо помнить, что меры воздействия не должны унижать ученика. Методы всегда подбираются исходя из мотивов поведения нарушителя. Привлечение родителей:      Привлекая родителей к решению проблем с дисциплиной учеников, стоит помнить, что педагогического образования у них нет, а склонность решать вопросы физическим наказанием может быть. При описании поведения нарушителя его родителям лучше использовать объективную информацию. «Миша просто ставит всех на уши» – это неверный вариант описания. Лучше так: «Миша встал и ушел посреди урока». Не стоит запугивать родителей. Они могут решить, что раз все плохо, то можно ничего не предпринимать. Лучше заранее решить, что вы хотите от родителей, а также что вы, как педагог, можете им порекомендовать. При правильном подходе родители могут стать союзниками учителя.

 

Психолог УЗ «Городокская ЦРБ» Судакова Л.А.

Как защитить права школьника

Как защитить права школьника и что делать, если ребенка травят одноклассники

Травить ребенка могут психологически (включая обе крайности – как шквал оскорблений, так и бойкот), физически (поджидать в подворотне и бить), прятать, портить и воровать его вещи. Способов нарушить границы личности множество.

 

———————————-

 

В таком случае следует сообщить классному руководителю и руководству учреждения образования.

Также для защиты интересов ребенка можно обратиться в соответствующий орган опеки и попечительства. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика. Если необходимо, рекомендуется обратиться к детскому психологу.

О фактах применения или угрозы применения физического насилия в отношении ребенка, оскорблений, клеветы, хулиганства, хищения имущества или его порчи, доведения до самоубийства, служебной халатности и другом стоит сообщать в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования – для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности.

Родители ребенка, на которого морально, психологически давят одноклассники, могут привлечь обидчиков только к ответственности, прямо предусмотренной законодательством. Для этого необходимо прежде всего зафиксировать факт противоправных действий, за которые законом предусмотрена уголовная или административная ответственность. При этом важно, чтобы виновное лицо достигло возраста уголовной или административной ответственности. Например, по ст.4.3. КоАП административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом.

С 14 лет административная ответственность наступает только по отдельным категориям правонарушений. В частности, за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, жестокое обращение с животными, мелкое хулиганство.

Родители ребенка, в отношении которого совершены противоправные действия, подпадающие под уголовное или административное законодательство, могут обратиться с иском в суд о компенсации морального вреда, а также о защите чести и достоинства ребенка, если распространялись не соответствующие действительности сведения, которые порочат его честь и достоинство.

Есть ли ответственность для учителя, который не замечает такую травлю? Если он остается в стороне от конфликта, не пытаясь его как-нибудь разрешить, тем самым просто бездействует?

Учитель или воспитатель – это основное лицо, которое несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время его пребывания в учебном заведении. Так, во время уроков за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен – дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду – воспитатель.

Документами, четко определяющими обязанности и ответственность учителей, воспитателей и других участников образовательного процесса, являются: 

Кодекс об образовании, устав, правила внутреннего распорядка школы и должностные инструкции.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка школы, законных распоряжений директора, иных локальный нормативных актов, должностных обязанностей классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

Иная ответственность для учителя и руководства школы, которые не замечают такую травлю, может наступить только в случае наступления определенных неблагоприятных последствий для ребенка. Например, ст.428 УК предусмотрена ответственность за служебную халатность, то есть в частности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.

Как поступать, если травля ведется в социальных сетях?

В подобной ситуации для установления причастных к оскорблениям и травле первоначально целесообразно обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением. К нему следует приобщить скриншоты страниц интернет-ресурсов (социальных сетей и др.), на которых содержатся сведения, подтверждающие изложенные в заявлении факты. Если в действиях обидчиков будет установлен состав правонарушения, они (или их законные представители) могут быть привлечены к ответственности.

Кроме того, пострадавший либо его законные представители могут обратиться в суд с исковыми требованиями об опровержении порочащих честь и достоинство учащегося сведений, а также о взыскании денежной компенсации морального вреда. Важно помнить, что в гражданском процессе каждая сторона обязана доказать факты, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. В том числе необходимо подтвердить характер и степень физических и нравственных страданий, перенесенных ребенком в связи с оскорблениями и травлей.

Могут ли родители перевести своего ребенка в параллельный класс, если возник конфликт с педагогом или одноклассниками?

Перевод детей в параллельный класс происходит на основании заявления родителя (-лей), поданного на имя директора школы. Заявление должно содержать:

  • фамилию, имя, отчество директора, а также наименование учебного заведения, в которое подается заявление (место обучения ребенка);
  • фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) родителя (-лей), а также их контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии);
  • фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) ребенка с указанием класса, в котором он обучается;
  • обоснование причины перевода с указанием параллельного класса, в который родители хотели бы перевести ребенка;
  • подпись родителя (родителей) и дату подачи заявления.

Директор школы принимает решение о возможности перевода с учетом наличия свободных мест в желаемом классе. Наполняемость классов установлена ст.13, 14 Кодекса Беларуси об образовании.

Может ли ребенок записывать оскорбления одноклассников или учителя на диктофон? Будет ли это считаться доказательством в суде?

По действующему законодательству аудиозапись может являться источником доказательств в гражданском, административном и уголовном процессах. Вместе с тем для признания аудиозаписи допустимым доказательством и учета ее судом при принятии итогового решения по делу нужно, чтобы она была получена в порядке, установленном законом. Данные требования обусловлены необходимостью соблюдения конституционного права граждан на невмешательство в их личную жизнь.

Так, по ст.229 Гражданского процессуального кодекса Беларуси не может использоваться в качестве доказательства звуко- или видеозапись, полученная скрытым путем, за исключением случаев, когда такая запись допускается законом.

Таким образом, допускается звукозапись, сделанная скрытно, но в порядке, предусмотренном законом об оперативно-разыскной деятельности, или открыто, если собеседник был предупрежден о том, что разговор записывается, и согласился на запись, либо подтвердил, что осведомлен об этом обстоятельстве. Факт осведомленности о производстве аудиозаписи должен явственно следовать из ее содержания.

Может ли учитель отбирать у школьника телефон на время урока, если он мешает учебному процессу?

В настоящее время в Беларуси нет специальных нормативных правовых актов (законов, актов Президента, постановлений правительства и т.д.), регулирующих вопросы использования мобильных телефонов учащимися в школах. В целом порядок владения и пользования учащимися мобильными телефонами регламентируется общими нормами гражданского законодательства о праве собственности.

В большинстве случаев учащийся, получивший телефон в дар от своих родителей или иных родных, является его собственником. Любому собственнику, независимо от возраста, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он может по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Таким образом, временное отобрание мобильного телефона учителем – незаконная мера. Вместе с тем в учреждениях образования могут разрабатываться и действовать локальные акты, например уставы, правила, положения, устанавливающие определенные требования к организации учебного процесса и поведению учащихся, в том числе ограничения в пользовании мобильными телефонами во время уроков.

За нарушение установленных правил к учащимся в отдельных случаях могут применяться меры дисциплинарного воздействия, например, замечание или выговор.

Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику? Права и обязанности учителя в школе.

— Любое унижение достоинства ученика, даже если оно как будто бы оправдано ситуацией в классе. Любые «обзывательства», уничижительные шутки, намеки и прямые указания на внешность, национальность, семейное положение, прогнозы вроде «будешь дворником» — категорически недопустимы.  Рекомендуется такой порядок действий в этом случае:

«Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что ваш ребенок не привык к крику и вы считаете, что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся на уважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию, инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога».

— Оскорбительные отзывы учителя о любом взрослом в присутствии детей. О директоре, любом другом учителе, любом родителе, конкретно или обобщая, даже в тех случаях, когда действительно есть за что критиковать или резко отзываться — но учитель не имеет права обсуждать с детьми личности и поступки взрослых, лично знакомых участникам обсуждения, людей.  Оставлять такие разговоры без реакции нельзя — и если учитель не отреагирует на ваше замечание ему в личном разговоре, вопрос нужно выносить на рассмотрение вышестоящей инстанции.

Классный руководитель не имеет право:
1.  Унижать личные достоинства воспитанника, оскорблять его словом и действием.
2. Использовать оценку (шкальный балл) для наказания ученика.
3. Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение.
4.  Намеренно использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.
5. Обсуждать за глазами своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывать авторитет учителя и всего педагогического коллектива. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, классный руководитель может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РБ.
6. Обязан выявлять семьи, находящиеся в социально- опасном положении. Учитель не имеет права отменять, удлинять, сокращать продолжительность уроков.

7. Не должен оставлять учащихся в кабинетах одних, без учителя.

8. Не имеет право удалять учащихся с уроков, не может не допускать опоздавших до занятий. 

9. Учитель обязан соблюдать единые педагогические правила для педагогов, работающих в одном классе: 

— урок начинается и заканчивается по звонку 

 — каждая минута урока используется для организации активной познавательной деятельности учащихся 

— воспитательная функция урока органически связана с образовательной, развивающей. 

— воспитание на уроке осуществляется через содержание, организацию, методику урока, влияние личности учителя 

 — обращение к учащемуся должно быть уважительным 

— учитель в самом начале урока (орг. момент) требует полной готовности учеников к уроку, наличия учебных принадлежностей, внимания. 

 — учитель вырабатывает спокойный, сдержанный тон. Регулирование поведения учащихся достигается взглядом, изменением тембра голоса, молчанием и другими педагогическими способами. 

— категорически запрещается крик, оскорбление ученика. Их альтернатива – спокойное требование, спокойный тон, выдержка. 

— Учителя, работающие в одном классе, в зависимости от обстоятельств, проводят коррекцию требований (в зависимости от отношения учащихся к учению, из поведения). 

 — требования к оформлению и ведению тетрадей, дневников основывается на едином орфографическом режиме, вырабатываемом на педагогическом совете и методических объединениях учителей – предметников. 

 — все учителя, работающие в одном классе, укрепляют доверие учащихся к учителям на основе межпредметных связей, взаимоуважения друг к другу. 

 — важное место в воспитании занимают высокие профессиональные качества, которые совершенствуются в совместной работе.  Поиск новых методов, форм, средств обучения и воспитания и из обсуждение является постоянным атрибутом работы учителя. 

10. Учитель обязан следить за культурой собственной речи. 

11. Учитель обязан следить за своим внешним видом, придерживаясь делового стиля в одежде, в прическе.

12. Учитель обязан разъяснять сложный материал в случае обращения к нему учащихся.

памятка по действиям при природных и техногенных катастрофах

ПАМЯТКА О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ИЛИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Действия во время пожара (взрыва)

Действуйте спокойно и рассудительно, не поддавайтесь панике.

Позвоните в МЧС по тел.101 (или 112) и сообщите точный адрес, где и что горит, этаж, подъезд, кто сообщил (вызов осуществляется бесплатно, в том числе с мобильного телефона).

Оповестите всех окружающих Вас коллег и посетителей о пожаре.

Отключите газ, воду, компьютерную технику и электричество.

     Попробуйте, используя пожарные гидранты (краны), огнетушители, подручные средства, потушить огонь. Никогда не пытайтесь погасить горящие нефтепродукты водой. Если горит электрооборудование, отключите его от источников питания.

     Если видите, что сил потушить не хватает, то покиньте опасную зону, здание, используя основные и запасные пути эвакуации или лестницы.

Попытайтесь спасти людей, подвергшихся опасности (если на человеке загорелась одежда, набросьте на него одеяло, куртку, халат и катайте по земле).

     Выведите людей в безопасное место, помогите оказавшимся в горящих зданиях и задымленных помещениях.

            Окажите пострадавшим первую помощь — потушите горящую одежду, прекратите действие электрического тока, остановите кровотечение, перевяжите раны, наложите шины на переломы конечностей.

            Если лестничные клетки и коридоры задымлены, оставайтесь в кабинете (квартире), закройте двери и окна, чтобы не допустить сквозняка.

Если вы в задымленном месте, держитесь ближе к полу – там есть полоса чистого воздуха. Избегайте риска оказаться в огненной ловушке.

     По прибытии спасателей объясните, что и где горит, есть ли угроза людям (или взрыва).

     Категорически запрещается пользоваться лифтом во время пожара.

 

Если на человеке горит одежда:

 

  1. Не давайте бежать — пламя разгорается еще сильнее (воздействие пламени горящей одежды в течение 1-2 минуты приводит к тяжелым ожогам со смертельным исходом).
  2. Опрокиньте его на землю, при необходимости сделайте подножку, а затем погасите огонь при помощи плотной ткани, воды, земли, снега и т. п., оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения. Есть еще один вариант — попробуйте скинуть горящую одежду, но очень быстро.
  3. Вызовите скорую помощь.
  4. Окажите первую медицинскую помощь. (При попытке самосожжения вызовите также милицию.)

                  Основные действия при эвакуации из горящего или задымленного здания

  1. Защитить глаза и органы дыхания с помощью противогаза или самоспасателя. При их отсутствии нос и рот закрыть мокрой тканью или полотенцем
  2. Не входить туда, где густой дым.
  3. Если концентрация дыма увеличивается или температура высока, то передвигайтесь по помещению, пригнувшись или ползком, используйте для защиты плотную влажную ткань, одежду.
  4. Если из-за густого дыма и высокой температуры вы не можете выйти на улицу, нужно немедленно вернуться обратно, плотно прикрыв за собой дверь.
  5. В многоэтажных зданиях идите в сторону незадымляемой лестницы и далее к выходу. Держитесь за стены, поручни, дышите через влажный платок.
  6. Если все пути отрезаны, используйте возможность спастись на крыше здания, не забывайте использовать пожарную лестницу.

Действия при отсутствии возможности покинуть горящее здание

  1. Позвоните в МЧС (тел.101 или 112), назовите свой адрес и скажите, что выход на лестницу закрыт, либо отсутствует возможность самостоятельно и (или) безопасно покинуть горящее здание.
  2. Закройте дверь в помещение, закройте все щели и вентиляционные отверстия тряпками. Держитесь у окна, чтобы снаружи было видно, что вы в кабинете (но окна не открывайте, не бейте стекла и не открывайте двери – это приводит к дополнительному развитию пожара).
  3. Уберите все горючие материалы с оконных проемов (шторы, тюль).
  4. Закройтесь в дальней от входа комнате.
  5. Приготовьтесь подавать сигналы спасателям куском яркой ткани или фонариком из комнаты (если дым снаружи).
  6. Если концентрация дыма высока или резко повысилась температура, выйти на балкон, плотно прикрыв за собой дверь. Захватить с собой намоченное одеяло или другую плотную ткань, чтобы защититься от огня в случае его проникновения через окно или дверь. Стать спиной к стене между проемами.
  7. Если у вас нет балкона, остаётся последний рискованный шанс – встать на подоконник (выступ, карниз), держаться за стену и ожидать спасателей.
  8. Если внизу под вами нет огня, а в комнате оставаться опасно, попробуйте спуститься на этаж, ниже, используя крепко связанные простыни, шторы, веревки. Для самоспасения можно применить и пожарный рукав. Спускаться надо по одному, подстраховывая друг друга. Подобное само спасение связано с риском для жизни и до­пустимо лишь тогда, когда иного выхода нет. Нельзя прыгать из окон (с балконов) верхних этажей зданий, так как статистики свидетельствует, что это заканчивается  смертью или серьезными увечьями. Главное — боритесь за свою жизнь до конца.

Действия при взрыве, поджоге, иных действиях, совершенных общеопасным способом, на территории УЗ «Городокская ЦРБ».

 

                    Медицинский персонал, пациенты и посетители осуществляют следующие действия:

                   — после произошедшего взрыва не приближаются к месту происшествия, покидают помещение (здание, участок местности) в соответствии с планом эвакуации;

                   — в случае невозможности покинуть помещение (здание, участок местности)- быстро располагаются на полу (земле) в позе эмбриона, стараясь не оказаться вблизи окон и иных остекленных предметов;

                   — исключают пользование лифтами и взаимодействие с включенными электроприборами;

                   — при завале обломками ожидают прибытие помощи, стараясь привлечь внимание стуком или криком;

                   — при сильном задымлении покидают помещение (здание, участок местности), стараясь двигаться как можно ниже (ближе к полу, к земле), оберегая органы зрения и дыхания (используя носовой платок, шарф, воротник, рукавицы, полу одежды и т.п., желательно увлажненные);

                   — в случае разрушения здания в результате взрыва — укрываются под главными (несущими) стенами, стараясь не оказаться вблизи перегородок, потолков, люстр и т.п.);

                   — ориентируются быстро и осторожно, учитывая, что, когда здание рушится, поднимается густая туча пыли, которая сама по себе способна породить панику;

                   — оказавшись в темноте после взрыва, не зажигают огонь (спички, зажигалки) в целях предотвращения возгорания из-за утечки газа или иных горючих веществ;

                   — выходят из помещений (зданий), по возможности — прижавшись спиной к стене (особенно, если придется спускаться по лестнице), пригнувшись, прикрывая голову руками в целях предотвращения травмирования обломками, осколками стекла и т.п.;

                   — оказавшись на улице, отходят от здания, ведя наблюдение за его элементами, которые могут обрушиться (балконы, карнизы, стены и т.п.);

                   — при наличии возможности — сообщают о происшествии и любых известных и связанных с ним обстоятельствах должностным лицам УЗ «Городокская ЦРБ», сотрудникам милиции (тел. 102) или спасательных служб МЧС (тел.101, 112).

УВАЖАЕМЫЕ ГРАЖДАНЕ!

       В случае обнаружения в здании больницы или на её территории предметов схожих с взрывоопасными, долг каждого гражданина поставить в известность об этом милицию и администрацию больницы.

       Следует обращать внимание на обнаруженные в общественных местах бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свёртки, ящики, коробки, пакеты и.т.п.

       При обнаружении взрывоопасного предмета НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ вблизи него пользоваться мобильным телефоном.

На месте обнаружения взрывоопасного предмета КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

 

— трогать, поднимать, сдвигать с места, разбирать взрывоопасные предметы,

— скапливаться вблизи места обнаружения предмета,

— курить и пользоваться воспламеняющимися материалами,

— перемещать предметы, находящиеся в непосредственной близости с взрывоопасным предметом, способным на него воздействовать.

 

При обнаружении взрывоопасного предмета необходимо сообщить об этом дежурному Городокского РОВД по телефонам:   1024-10-02,  +375(29) 710-96-10 (мтс)

 

Действия при урагане, буре, смерче

Получив штормовое предупреждение, необходимо:

  • закрыть окна, двери, чердачные помещения
  • с балконов и лоджий убрать все, что может быть сброшено ураганом
  • выключить газ, потушить огонь в печах, подготовить фонари, свечи, лампы
  • запастись водой, продуктами, держать радиоточку, телевизор, приемник включенными
  • подготовить медикаменты и перевязочные материалы
  • укрыться в защитном сооружении, подвал, погребе
  • в доме занять внутреннюю комнату, подальше от окон.

Анкетирование по коррупции

Анкетирование по коррупции

УВАЖАЕМЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ!

ВАМ БЫЛИ ОКАЗАНЫ УСЛУГИ В НАШЕЙ ПОЛИКЛИНИКЕ.

ПРОСИМ ВАС ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В АНОНИМНОМ АНКЕТИРОВАНИИ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

ПРОЧТИТЕ ВОПРОСЫ И ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ НА НИХ, ОТМЕТЬТЕ ВЫБРАННЫЕ.

АНКЕТА АБСОЛЮТНО АНОНИМНАЯ. РЕЗУЛЬТАТЫ БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

Что, по Вашему мнению, в большей степени способствует распространению коррупции в здравоохранении?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка …

Насколько широко, по Вашему мнению, распространено в здравоохранении такое явление как коррупция?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка …

Приходилось ли Вам лично за последний год сталкиваться со случаями, когда медицинские работники, к которым Вы обращались, ожидали от Вас материального вознаграждения, услуги?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка …

Приходилось ли Вам лично оказываться в ситуациях, когда с помощью денег, подарков или иной благодарности важный для Вас вопрос решался быстрее и эффективнее?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка …

Если Вам приходилось материально благодарить какое-нибудь должностное лицо, то каков примерно, размер этого вознаграждения?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка …

Если Вы стали свидетелем вымогательства со стороны медицинского работника, стали бы Вы обращаться по этому случаю в милицию, другие правоохранительные органы?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка …

В каких сферах Вам приходилось решать свои проблемы путем дачи взяток, подарков, подношений, оказания различного рода услуг медицинским работникам?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка …

В какой форме решались возникшие проблемы?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка …

Кто выступал инициатором передачи незаконного вознаграждения?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка …

Был ли Вами достигнут необходимый результат после передачи незаконного вознаграждения?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка …

Укажите Ваш пол

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка …

Укажите Ваш возраст

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка …

 

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!

Анкета изучения мнения пациентов об организации работы Городокской поликлиники

Уважаемый пациент! Вам были оказаны услуги в нашей поликлинике. Просим Вас высказать свое мнение по перечисленным ниже вопросам. Прочтите вопросы и варианты ответов на них, отметьте выбранные. Анкета абсолютно анонимная. Результаты будут использованы для улучшения медицинского обслуживания.


Укажите Ваш пол:

Загрузка ... Загрузка ...

Укажите Ваш возраст:

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Цель Вашего обращения в поликлинику:

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

К кому Вы обращались:

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Удовлетворены ли Вы оказанной помощью

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Как Вы оцениваете отношение к Вам медицинского персонала:

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Как долго Вы были в очереди в регистратуре:

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Как долго Вы были в очереди у врача-терапевта (педиатра, хирурга, гинеколога, ЛОР, окулиста, невролога, эндокринолога, рентген, УЗИ, физио, в лаборатории)

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Как Вы попали на прием к узкому специалисту:

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

За что Вам пришлось платить во время обследования:

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Какую форму оплаты Вам предложили:

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Оцените по 5-бальной шкале качество полученной медицинской помощи:

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...