Городокская центральная районная больница

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

"ГОРОДОКСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"

Трудные дети

ТРУДНЫЕ ДЕТИ?

Под эпитетом трудные — определяется характерная особенность в жизненных проявлениях подростка (а также и в педагогическом плане), связанная с устойчивым отклонением от нормы тех или иных сторон его формирующейся личности, обусловленных физическими и умственными недостатками, дефектами, проявляющимися в осложненной форме поведения.

 Какие отклонения в поведении детей относятся к асоциальным?

Их много: грубость, нечестность, лень, сквернословие, неуважение к старшим, воровство, хулиганство, бродяжничество, курение, употребление алкоголя, наркотиков и др. Чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка, пораженного ими, называют трудным, а потом асоциальным.  Схема падения от трудного к асоциальному примерно такая: сначала появляются отдельные искажения, затем — «шатающаяся» ориентация, которая может перейти в отрицательную, и, наконец, может сформироваться устойчивая антиобщественная направленность личности. Проявляется асоциальное поведение в широких пределах — от легких, незначительных нарушений правил поведения до противоправных действий, вызванных глубокой моральной запущенностью.

Вначале ребенок становится трудным. Раньше это слово писали в кавычках, теперь оно стало педагогическим понятием. Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребенок  — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины. На фоне нравственной инфантильности детей легко образовались и другие асоциальные «наросты» — грубость, пропуски занятий, хулиганство и т.д. Традиционно главным критерием причисления ребенка к трудным является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребенка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, к самому себе. Таким образом, то, что должно быть первостепенным для учителя — внутренний мир, эмоциональные состояния, переживания ребенка, — зачастую оказывается вне сферы его педагогического действия. Отсюда и формальное зачисление ребенка в категорию трудных, а на самом деле непознанных.  Основными признаками ненормальности поведения трудных детей – это склонность к праздношатанию, бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, обостренную сексуальную жизнь, колебания в аффективной сфере, агрессивность и связанную с ней антисоциальность. Никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в тысячах больших и малых примеров поведения взрослых. Причины неудовлетворенности детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения. Дети копировали и всегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая все без разбору. Отличать плохое от хорошего они еще не умеют, вследствие малого эмоционального опыта.

При коррекции асоциального поведения детей необходимо:

  1. Известно, что воспитательные меры, с успехом примененные к одному школьнику, могут не дать ожидаемого эффекта по отношению к другому. Поэтому общие воспитательные мероприятия должны дополняться индивидуальным подходом. Должна быть общая программа и индивидуальный корректив к ней.
  2. Подключать к воспитанию весь класс. Воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива.
  3. Знать и учитывать побудительные причины (мотивы) поступков. Различия в мотивах действий определяют и различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным проступком ученика. Вот школьник ударил товарища. Можно ли правильно реагировать, не выяснив мотива этого поступка? Конечно, такой поступок требует осуждения. Но квалифицировать его следует по-разному, в зависимости от того, например, ударил ли ученик дежурного по классу за сделанное замечание, реагировал ли на оскорбление со стороны одноклассника или, наконец, пытался защитить девочку-одноклассницу. Свою работу учитель должен строить в зависимости от типа нервной системы школьников. Для импульсивного, вспыльчивого, возбудимого необходима сдержанная, спокойная, но твердая требовательность. Представитель слабого типа нервной системы — робкий, застенчивый, неуверенный в себе школьник требует поддержки, особого такта, доброжелательности, подбадривания. В отношении этих школьников не следует прибегать к сильным и жестким мерам воздействия, суровым взысканиям, резким, гневным оценкам.
  4. Различным должен быть и тон в обращении с детьми разного типа. Не следует гневно, эмоционально, на повышенных тонах делать выговор школьникам, склонным к быстрому возбуждению, или легко тормозимым представителям слабого типа. У первых это может вызвать перевозбуждение, озлобление, у вторых, наоборот, полную заторможенность, состояние угнетения и подавленности. Оптимальный тон в отношении тех и других — спокойно-доброжелательный, спокойно-требовательный, спокойно-осуждающий. Необходимо помнить, что школьник со слабой подвижностью (инертностью) нервных процессов не всегда быстро реагирует на замечание учителя, немедленно отвечает на его вопросы. Учитель может сгоряча поставить плохую отметку инертному школьнику, в ответ получить естественную реакцию — обиду, озлобленность, упрямство.
  5. Работу с такими детьми необходимо начинать с тщательного изучения их индивидуально-психологических особенностей, чтобы понять, что же толкнуло их на путь асоциального поведения, каковы причины столь серьезных изменений их личности. Повторяю: если воспитатель, педагог не распознает этих причин, то он не сможет бороться и со злом. Общая причина развития у ребенка отрицательных форм поведения -допущенные на предыдущих этапах ошибки в его воспитании. Даже если первые острые реакции, тяжелые переживания уже исчезли и ребенок ведет себя как будто лучше, как будто успокоился, все равно важно понимать, что его отрицательное поведение явилось результатом острых переживаний, вызванных когда-то ошибками воспитания.
  6. Основная причина асоциального поведения — неблагополучие в семье: бытовая и социальная распущенность, нечистоплотность; семейные отношения, где существуют ссоры между родителями, а порой и полный распад семьи. Профессор А.Б. Сахаров в работе «Правонарушение подростка и закон» отмечает, что 90 % несовершеннолетних правонарушителей — это те, кто рос и воспитывался в неблагоприятной семейной обстановке, где родители не уделяли должного внимания ребенку, баловали, покрывали недостойные поступки, где процветали мещанство и обывательщина, грубость и деспотизм, пьянство и нравственная нечистоплотность. В таких семьях дети видят дурной пример родителей, развиваются без семейного надзора, предоставлены сами себе, легко попадают под дурное влияние. Словом, как говорят педагоги и психологи, трудные дети — это чаще всего дети «трудных» родителей.
  7. Надо стараться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить внутрисемейные от-ношения, больше внимания уделять своему ребенку. Следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника, попытаться улучшить его компанию, привлечь ее к общественно полезным делам, а если это не удастся, то отвести школьника от компании, оградив его от дурного влияния. Правильная организация жизни и деятельности трудного ребенка, включение его в систему трудовых отношений должны благоприятно повлиять на его перевоспитание, но не как устранение, искоренение чего-то негативного, борьбу с недостатками и пороками, а прежде всего формирование, развитие положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.

Что же будет главным в работе с педагогически запущенными школьниками?

Это, во-первых, теплое, сердечное, доброжелательное отношение взрослых. 

Во-вторых, умение педагога выявить то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого запущенного, и опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. Без педагогического оптимизма, который позволяет видеть хорошее даже у самого плохого, без опоры на «положительный фонд личности» успеха в коррекционной и перевоспитательной работе не достичь.

 В-третьих, открытое и постоянное выражение доверия в нравственные силы трудных детей («Я в тебе уверен. Ты не такой». Дети ценят, когда им доверяют, несмотря на их плохую репутацию. Они надеются, что взрослые их правильно поймут.

                               Чего делать нельзя

 

Образование, в том числе и учебная дисциплина учеников, регламентируется законом. В соответствии с ним педагог не может препятствовать ребенку в реализации его права на образование, то есть выгонять нарушителя дисциплины с урока или требовать его отчисления из школы, если ребенку еще нет 15 лет.

Кроме этого, запрещаются следующие меры воздействия:

  • назначение нарушителя дежурным по классу;
  • наказание физическим трудом: уборка территории, мытье полов;
  • физическое или психологическое насилие: ребенка нельзя бить и оскорблять, заставлять стоять весь урок;
  • задержка учащегося после уроков.

Даже злостного нарушителя дисциплины нельзя выгнать из школы, пока ему нет 15 лет. Отчисление считается высшей мерой дисциплинарного воздействия и требует множества доказательств того, что ребенок умышленно совершает проступки и никакому влиянию не поддается.

Примерный набор правил  для учащегося может выглядеть так:

  • Слушайте учителя и выполняйте его указания.
  • Прежде чем встать или заговорить, поднимите руку.
  • Будьте вежливы с учителем и одноклассниками.

Ученик нарушает дисциплину: какие меры можно предпринять

Дети не механические игрушки, и дисциплину так или иначе нарушают все. Некоторые делают это регулярно и целенаправленно, но большинство «прокалывается» от усталости, повышенного уровня стресса или тревожности. В этих случаях обычно хватает мягких однократных мер воздействия.

  • Установите зрительный контакт с нарушителем и убедитесь, что он зафиксировал ваш взгляд. Часто этого бывает достаточно, чтобы ребенок вернулся к уроку.
  • Назовите имя нарушителя, включив его в контекст объяснения. Ребенок, поняв, что его поведение заметили, прекратит отвлекаться.
  • Устройте нарушителю интеллектуальную паузу: посадите его за отдельный стол и дайте индивидуальное задание или короткую проверочную работу.
  • Просто пересадите ребенка на заднюю парту. Лишившись зрителей, он может прекратить неправильное поведение.
  • Попросите ребенка прекратить его действия, устно или запиской. Здесь важно использовать слово «пожалуйста» – оно подчеркивает, что пока есть только

Если ситуация повторяется

В случаях, когда ребенок систематически нарушает дисциплину на уроках, необходимо в первую очередь убедиться, что он делает это осознанно и намеренно. Если нарушения не являются намеренными, стоит поставить вопрос об обследовании учащегося, чтобы убедиться, что у него нет ментальных нарушений. Если ученик нарушает правила намеренно, потребуется систематическая работа, которую лучше проводить по индивидуальному плану действий (ИПД). Он состоит из 4 этапов:

  • Выяснение мотивов поведения ученика.
  • Выбор возможных методов воздействия.
  • Определение порядка действий как для каждого отдельного случая, так и для систематических.
  • Привлечение к решению проблемы родителей и при необходимости психолога.

Выяснение мотивов:

Чтобы понять, каковы причины систематического нарушения правил, необходимо для начала объективно эти нарушения описать. Описание должно охватывать как сами действия, так и обстоятельства, в которых они совершались. Очень важно исключить собственную оценку поведения и описывать его с максимальной объективностью.   Например, «Иванов снова ничего не знает, надоело» – это неверное описание. Верное будет таким: «Иванов сегодня сдал вместо решенной контрольной пустой лист. Это 3-й случай за месяц, темы контрольных между собой не связаны».

Перечень основных мотивов

Выбор методов воздействия

Этот этап делится на два направления. Первое – это контроль учителем собственного поведения, высказываний  и эмоций. Правила таковы:

  • оценивается только поведение ученика, а не его личностные особенности;
  • следует понижать градус конфликта, а не повышать;
  • стоит давать ученику возможность сохранить лицо. После того как он подчинился основному требованию;
  • нельзя проявлять агрессию. Если учителю сложно держать себя в руках, стоит отложить беседу с учеником и провести ее в более удобное время.
  • Уделять нарушителю минимум внимания, используя меры, которые подходят для работы с однократными нарушениями.
  • Апеллировать к интересам всего класса: «Иван, твой разговор мешает одноклассникам разобрать задачу, которая обязательно будет в завтрашней самостоятельной работе».
  • Разрешить нарушителю неправильное поведение и довести его до абсурда, но только в течение определенного времени. Этот метод особенно эффективен, когда учащийся нуждается в дополнительном внимании.
  • Использовать нестандартное поведение: пошутить, резко понизить голос, диктуя новый материал.
  • Вовлечь учеников в урок, задавая им открытые вопросы: что ты думаешь об этом, какая здесь допущена ошибка и пр.
  • Отложить обсуждение вопроса: «Может, это и так, я готова обсудить это после уроков».
  • Пересадить ученика, чтобы он лишился зрителей.

Использование любого из этих методов должно сопровождаться поощрением правильного поведения.

Определение порядка действий производится индивидуально для каждого нарушителя. Необходимо помнить, что меры воздействия не должны унижать ученика. Методы всегда подбираются исходя из мотивов поведения нарушителя. Привлечение родителей:      Привлекая родителей к решению проблем с дисциплиной учеников, стоит помнить, что педагогического образования у них нет, а склонность решать вопросы физическим наказанием может быть. При описании поведения нарушителя его родителям лучше использовать объективную информацию. «Миша просто ставит всех на уши» – это неверный вариант описания. Лучше так: «Миша встал и ушел посреди урока». Не стоит запугивать родителей. Они могут решить, что раз все плохо, то можно ничего не предпринимать. Лучше заранее решить, что вы хотите от родителей, а также что вы, как педагог, можете им порекомендовать. При правильном подходе родители могут стать союзниками учителя.

 

Психолог УЗ «Городокская ЦРБ» Судакова Л.А.

Оставьте комментарий