Городокская центральная районная больница

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

"ГОРОДОКСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"

Родственные связи

Родственные связи или почему ребенок уходит

Из 71 подростка, совершившего самовольные уходы из дома или из учреждений образования, 36- имели статус оставшихся без попечения родителей, остальные дети воспитывались, в основном, в неполных семьях либо семьях, где отец не является биологическим. По статистике, основной возраст уходов детей и подростков из семьи — 10-17 лет.

Почему так происходит и в чем истинная причина подобного проявления?

Важно понимать, что уход ребенка может быть не только из семьи, где есть неблагополучие, реагирование каждого подростка — сугубо индивидуальный процесс и тогда поводом может послужить конфликт, вследствие отсутствия взаимопонимания и прежде всего с родителями. Одни уходят в знак протеста, направленного на привлечение к себе внимания (развод родителей; эмоциональный голод как нехватка любви и участия; форма насилия и др.), другие- против чрезмерной опеки родителей, а иные – просто «в поисках приключений». Уход и избегание – одна из форм психологической защиты, а если подросток не научился более зрелым стратегиям реагирования в определенной жизненной ситуации, то это становится очевидным. Особенность и в тоже время сложность подобных проявлений состоит в том, что на фоне возникшей стрессовой ситуации и последующим  уходом из дома, для подростка это может стать  привычным (стереотипным) показателем -то есть формируется «привычка», когда подросток  именно привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Иногда, внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причѐм это изменение в настроении никак невозможно объяснить какой-либо определенной ситуацией. Особое внимание хочется уделить тирании долженствования со стороны некоторых родителей, когда их требовательность порой вызывает у ребенка не только разочарование, страх, тревогу и беспомощность, но и агрессию, которая нарушает искренность отношений не только в семье, но и в учреждении образования, а также среди друзей и сверстников. Порой родитель, который не совсем реализовал свой потенциал в учебной деятельности в прошлом- настоятельно требует от подростка в настоящем, интенсивного изучения и запоминания учебного материала, для повышенной результативности его знаний, умений и навыков. Тем самым наделяя ребенка именно своими взрослыми ожиданиями, не учитывая его эмоциональный опыт и ресурс, вследствие чего, не справляясь с возложенными на него ожиданиями родитель может получит дезадаптивную реакцию своего чада.

Что важно делать родителям, чтобы предупредить ситуацию ухода ребенка из семьи или отказа от посещения школы?

— Примите факт, что ваш сын или дочь — уже не ребенок, поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ. Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет»- нужно отменить; —  Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Очень важно, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться с друзьями и ни в коем случае это не должно иметь форму запрета, как наказание за некую провинность; —  Никогда не угрожайте подростку, что выгоните из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если она совершит ошибку (ранняя беременность, опыт употребления алкоголя, наркотиков) —  могут обернуться трагедией. Помните, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам; — Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены и единство семьи будет носить положительно динамический и сплоченный характер; — Старайтесь принимать любые откровения своего ребенка как признак огромного доверия к вам, выслушивайте его всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае нельзя высказывать категоричные суждения в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он обратиться именно к вам, зная, что его дома поддержат, помогут и не осудят.

Психолог УЗ «Городокская ЦРБ»    Судакова Л.А.

Телефоны для справок и обращений:

+375333476057 или 5-12-09 (802139).

Оставьте комментарий