Родственные связи или почему ребенок уходит
Из 71 подростка, совершившего самовольные уходы из дома или из учреждений образования, 36- имели статус оставшихся без попечения родителей, остальные дети воспитывались, в основном, в неполных семьях либо семьях, где отец не является биологическим. По статистике, основной возраст уходов детей и подростков из семьи — 10-17 лет.
Почему так происходит и в чем истинная причина подобного проявления?
Важно понимать, что уход ребенка может быть не только из семьи, где есть неблагополучие, реагирование каждого подростка — сугубо индивидуальный процесс и тогда поводом может послужить конфликт, вследствие отсутствия взаимопонимания и прежде всего с родителями. Одни уходят в знак протеста, направленного на привлечение к себе внимания (развод родителей; эмоциональный голод как нехватка любви и участия; форма насилия и др.), другие- против чрезмерной опеки родителей, а иные – просто «в поисках приключений». Уход и избегание – одна из форм психологической защиты, а если подросток не научился более зрелым стратегиям реагирования в определенной жизненной ситуации, то это становится очевидным. Особенность и в тоже время сложность подобных проявлений состоит в том, что на фоне возникшей стрессовой ситуации и последующим уходом из дома, для подростка это может стать привычным (стереотипным) показателем -то есть формируется «привычка», когда подросток именно привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Иногда, внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причѐм это изменение в настроении никак невозможно объяснить какой-либо определенной ситуацией. Особое внимание хочется уделить тирании долженствования со стороны некоторых родителей, когда их требовательность порой вызывает у ребенка не только разочарование, страх, тревогу и беспомощность, но и агрессию, которая нарушает искренность отношений не только в семье, но и в учреждении образования, а также среди друзей и сверстников. Порой родитель, который не совсем реализовал свой потенциал в учебной деятельности в прошлом- настоятельно требует от подростка в настоящем, интенсивного изучения и запоминания учебного материала, для повышенной результативности его знаний, умений и навыков. Тем самым наделяя ребенка именно своими взрослыми ожиданиями, не учитывая его эмоциональный опыт и ресурс, вследствие чего, не справляясь с возложенными на него ожиданиями родитель может получит дезадаптивную реакцию своего чада.
Что важно делать родителям, чтобы предупредить ситуацию ухода ребенка из семьи или отказа от посещения школы?
— Примите факт, что ваш сын или дочь — уже не ребенок, поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ. Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет»- нужно отменить; — Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Очень важно, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться с друзьями и ни в коем случае это не должно иметь форму запрета, как наказание за некую провинность; — Никогда не угрожайте подростку, что выгоните из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если она совершит ошибку (ранняя беременность, опыт употребления алкоголя, наркотиков) — могут обернуться трагедией. Помните, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам; — Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены и единство семьи будет носить положительно динамический и сплоченный характер; — Старайтесь принимать любые откровения своего ребенка как признак огромного доверия к вам, выслушивайте его всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае нельзя высказывать категоричные суждения в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он обратиться именно к вам, зная, что его дома поддержат, помогут и не осудят.
Психолог УЗ «Городокская ЦРБ» Судакова Л.А.
Телефоны для справок и обращений:
+375333476057 или 5-12-09 (802139).