Городокская центральная районная больница

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

"ГОРОДОКСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"

Почему ребенок дерется?

Проблемы с ребенком, которые не могут решиться. Ребенка не узнать, из чуткого человечка превратился в маленького монстра. Постоянно жалуются воспитатели на то, что дерется, капризничает и упрямится. Что происходит с ребенком?

Ситуации, когда дети дерутся бывают разные. Естественный ли это этап взросления или тревожный звонок, что не все так гладко и ребенку стоит уделить больше внимания. Давайте рассмотрим возрастные особенности детей. Практически все малыши, за редким исключением, дерутся. Они легко к этому относятся и воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Это их «первобытный инстинкт». Так они выстраивают свои стратегические потребности, готовятся к взрослой жизни, в виде игры. Каждый человек рожден с определенным набором желаний и возможностей. Они необходимы для выполнения своей роли в обществе, для нормального функционирования всей системы, в которой живет и адаптируется человек.

Возраст от 3 до 6 лет – это первый, очень важный этап социализации, когда дети учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми, при этом происходит отстаивание собственных позиций. Своего места. Драки – неотъемлемая часть этого процесса. Дети организуются по принципу «первобытной стаи», выясняя, кто из них какую функцию в дальнейшем будет выполнять и сколько она «весит» в обществе. Если ребенок дерется в возрасте 3-4 лет, чаще всего он ведет себя естественно, как умеет, у него еще нет навыков «культурного» поведения. Но мы давно не первобытная стая. Мы живем в сложноорганизованном обществе, под влиянием культурных норм, ограничивающих и обуславливающих нас же в определенном формате. Поэтому в каждом конкретном случае нужно разбираться, чем вызван конфликт, почему ребенок ударил другого, и объяснять, как было бы правильно выйти из ситуации. Родителям важно учить ребенка договариваться, научать его культурным ограничениям, поведению в группе, жизни среди других детей. Важно помнить одно правило – нельзя говорить ребенку, что он плохой, потому что обидел или ударил кого-то. А нужно сказать, что плохие его действия, потому что они ведут к нехорошим последствиям ( объяснить к каким конкретно).

Также особое внимание нужно уделить особенностям характера ребенка.

Например, шустрый, изворотливый, гибкий малыш, потрясающе подвижный. Он как рыба в воде чувствует себя на спортивных турниках и горках. Психика у него тоже гибкая. Все устремления выражены в пользе (выгоде), главное для него — добыча, возьмет все, что плохо лежит, выторгует все, что угодно. Вывернется из любой ситуации.

При правильном развитии врожденного потенциала такие дети — это будущие бизнесмены, инженеры. И драка для них – способ доказать свое первенство или борьба за обладание чем-либо. В младшем возрасте для них такие эпизоды это – нормально, это их рост, их развитие. Они учатся занимать свое место под солнцем. И самое лучшее – дать им это сделать в таком «безопасном» возрасте и безопасном режиме. Естественно под присмотром и соответствующими объяснениями, но относиться к этому можно спокойно.

Есть, наоборот, медлительные и «тщательные» дети. Неспешные, аккуратные. Такой все соберет – книжечка к книжечке, карандашик – к карандашику. Основательный, послушный, никогда не соврет и очень любит маму. Будет хорошо учится и много читать. Это дети — будущие профессионалы своего дела. Причем любого, чем бы не занялись – от программирования до создания одежды. Доводящие каждое дело до конца, до совершенства. По своей природе такие дети покладистые и не драчливые. Драки в их случае чаще всего являются сигналом о том, что надо корректировать воспитание. Можно сказать иначе — если в драке есть элемент садизма, желания причинить боль другому, то на это обязательно необходимо обращать внимание, в каком бы возрасте это не происходило. Так ведет себя только ребенок в состоянии обиды. Возможно, он мстит обидчику, если считает, что с ним поступили несправедливо, и будет достаточно просто доверительно поговорить с ним. Более серьезный вариант, когда желание причинить боль другому становится доминирующим. Как правило, это следствие сильной обиды на маму. И причин тут может быть много, но все они связаны с потерей чувства безопасности (травма привязанности) и нарушением нормального развития ребенка. Возможно, торопливая мама постоянно подгоняет такого ребенка из-за его природной (!) медлительности, нарушая его естественные временные ритмы, от чего он впадает в еще больший ступор и начинает упрямиться. Это может привести к очень негативным сценариям в будущем.

 

Психолог УЗ «Городокская ЦРБ»   Судакова Л.А.

 Тел для справок- 5-12-09

Чувство вины или как сохранить отношения…

…В отношениях с мужчиной. За этот период было разное — и ссоры, и расставания, но через непродолжительное время я понимала, что мне без него плохо, да и он сам звонил и искал встречи — снова сходились. Я стараюсь многое делать, чтобы ему было комфортно со мной и лучше меня он не нашел. И опять все повторялось… Однако в последнее время стала замечать, что на душе пустота, чувствуется какая-то незаконченность, незавершенность. Да и он изменил ко мне свое отношение, может оскорбить. Что происходит и как с этим справиться?

Для более полного понимания нужно разобраться в стадиях отношений, которые проходят мужчина и женщина в их совместном пути. А вот каким он будет — длительным или коротким, насыщенным или банальным, зависит только от вас двоих. Каждая стадия отношений соответствует определенному циклу времени.

ВЛЮБЛЕННОСТЬ (12-18 месяцев) Период, когда снова и снова хочется видеть партнера, ощущать его прикосновения, слышать его голос. Мозг человека в этой стадии усиленно выделяет гормоны, которые отвечают за чувство удовольствия и эйфории, поэтому негативные эмоции и возможность логически мыслить автоматически блокируются. Вот почему влюбленные «все видят в розовом цвете». Интересен и тот факт, что с такой же интенсивностью мозг реагирует и на кокаин. Активность мозга влюбленного и человека, принявшего данный наркотик выглядят очень похожими.

ПРЕСЫЩЕНИЕ(у кого-то на это может уйти год, а некоторым достаточно и нескольких месяцев). Даже самый прекрасный вкус не может быть постоянно новым, происходит привыкание и пресыщение, особенно если проживание совместное. Когда после работы просто хочется поспать и нет желания бежать на свидание. Поверхностный восторг прошел и нужно найти в человеке что-то большее, чтобы это снова грело и начать отдавать. Однако, если в отношениях наблюдается определенная дистанция в общении, тогда может сохраниться и состояние длительной влюбленности.

ОТВЕРЖЕНИЕ Вы начинаете понимать, что у вас есть собственная жизнь, а не только Он. Появляются размышления «А не поторопился  ли с выбором?» Как результат- ссоры и выяснения отношений. По сути, здесь есть только два варианта: научиться принимать партнера со всеми его недостатками и перейти на новый уровень отношений или «воевать», пытаясь переделать другого под себя — в таком случае эта стадия оборачивается полным разочарованием и разрывом отношений.  Рвутся старые отношения, заводятся новые, однако как только доходят до этой стадии вновь — чувствуют разочарование и пустоту. И снова поиски новых отношений, а такое хождение по кругу может продолжаться и всю жизнь, пока человек не научится любить другого. Менять нужно только себя и свое поведение.

Что нужно делать на этом этапе? Вспомнить, за что вы реально полюбили этого человека и подумать, а нужно ли  вам вместе дальше по жизни? Если — да, то самое время принять решение полюбить человека, а не его отношение к вам. Признайтесь себе, что вы тоже не подарок и возможно, раздражаете его не меньше. Он такой какой он есть, сделайте выбор — либо развиваться в отношениях с ним, либо уйдите из отношений.

ТЕРПЕНИЕ ( кризис третьего года совместной жизни). Понимание партнера и работа над собой. Приходится принимать требования  другого и  то, от чего раньше бушевала злость.  На этой стадии очень поможет то, если вы постоянно будете вспоминать о своем принятом когда-то решении быть вместе.

УВАЖЕНИЕ Когда вам доверяют, слышат и помогают. Причем искренне и не требуют взамен благодарностей,  любви или чего-то еще.

ЛЮБОВЬ Этап, когда из тяжелых кирпичиков наконец-то построен дом. Чувства более духовные, лишенные страхов, требований, обид и прочего. Когда у вас есть опыт и вы можете достойно делиться им с другими.

Хочется отметить еще один значительный фактор в отношениях, который не всегда понимаем и раскрыт, чтобы самостоятельно обратить на него внимание, и который доставляет немалые душевные страдания – это наличие созависимости, когда по причине чувства собственной малоценности, человек пытается доказать свою незаменимость и угодить. Когда происходит перекладывание ответственности за свое душевное и эмоциональное состояние на партнера. И если тот не выполняет требование, необходимое для душевного покоя, то созависимый испытывает душевную, психологическую, а порой и физическую боль. Данный феномен возникает вследствие разногласия души и разума, когда душа длительное время что-то просит, а разум – игнорирует, ссылаясь на важность других дел. Возникает внутриличностный конфликт. Важно своевременно обратиться к психологу и научиться видеть и понимать собственные чувства и чувства другого, близкого вам человека.

Так часто мы предпочитаем не замечать нового в партнере. А зачем? Собственный покой ведь дороже. Обижаемся, отказываемся от общения. Но выбирая покой, обманываем себя сами. Просто не захотели увидеть того, кто вам доверил увидеть себя таким, какой он есть. И когда не сбываются надежды и прекращаются отношения, человек выбирает остановку, как отказ от опыта, от развития себя в отношенях с другим, а потом появляется чувство незавершенности и пустоты, ведущее к одиночеству.

 

Психолог УЗ «Городокская ЦРБ»      Судакова Л.А.