Городокская центральная районная больница

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

"ГОРОДОКСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"

Профилактика суицида

Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков — семейные конфликты с родителями, на втором месте — угроза потери близкого человека (неразделенная любовь), на третьем месте — несправедливое отношение, обвинение. 15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств.

Изучены и описаны факторы, которые выступают препятствием для совершения самоубийства. Такими предохранительными мерами являются:

  • крепкая, полностью сформированная система моральных ценностей человека;
  • ощущаемый человеком творческий потенциал и стремление полностью раскрыть свои таланты;
  • наличие четких целей и желание воплотить свои мечты в жизнь;
  • понимание, осознание и принятие бессмысленности и противоестественности суицида;
  • нежелание причинить душевные муки родственникам;
  • рассматривание акта самоубийств как признака слабости личности;
  • существующие обязательства перед маленькими детьми;
  • религиозные запреты.

Очень часто именно религиозное табу является основным фактором, сдерживающим субъекта от свершения самоубийства. Во многих религиях – в исламе, христианстве, иудаизме – умышленный добровольный преждевременный уход из жизни считается грехом. Так, православные христиане допускают единственную причину суицида – сумасшествие человека. Остальных особ, покончивших жизнь самоубийством, не разрешается отпевать, а в некоторых местах и вовсе запрещено захоронение таких лиц на территории церковных кладбищ.

Основное мероприятие по профилактике суицидальных действий – своевременное выявление у субъекта склонности к психотическим реакциям и проведение комплексного лечения расстройств психики. При наличии элементов суицидального поведения целесообразно провести курс психотерапевтического лечения. Чаще всего в качестве профилактики используют методы когнивно-поведенческой психотерапии. В процессе лечения выявляются причины чувства безнадежности, проводится работа по искоренению этих деструктивных элементов сознания субъекта.

Одним из средств профилактики суицидов выступают консультации, проводимые психологами по телефону доверия. Однако у многих наших соотечественников существует предубеждение касательно обращения к врачам с проблемами психики. Именно поэтому основная задача в мероприятиях по профилактике – привить населению психологическую грамотность, повысить уровень культуры касательно необходимости своевременно заботиться о своем психическом здоровье, искоренить страх перед обращением в психиатрические службы.

В качестве медикаментозной профилактики суицидальных наклонностей лицам, страдающим аффективными расстройствами, целесообразно периодически проводить курс лечения антидепрессантами. Однако некоторые вещества из класса антидепрессантов увеличивают суицидальный риск при их передозировке. Поэтому выбор препарата и избрание доз должен проводить дипломированный психиатр после тщательного изучения анамнеза больного. Людям, склонным к суицидальным тенденциям, особенно тем, которых отличает импульсивность и порывистость действий, рекомендован профилактический прием препаратов лития.

Доступность занятий спортом, наличие выбора кружков по интересам, приобщение населения к общественным работам на добровольных началах также выступают средством профилактики суицидов. Можно указать на закономерность: чем счастливее и довольнее жизнью нация, тем меньше численность суицидентов. Именно поэтому каждый гражданин должен вносить посильный вклад в улучшение качества жизни наших сограждан. Не надеяться на манну небесную, а создавать счастливую жизнь своими руками.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ УЧАЩИМИСЯ В ШКОЛЕ

Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показанием для ряда следующих мероприятий:

  1. Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях.
  2. Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в школе, так и в семье.
  3. Привлечение для консультации детского психиатра или психотерапевта (с согласия родителей или официальных опекунов).

К признакам психических нарушений относятся бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение, агрессия, психологический дискомфорт, истерический припадок.

  • К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить (пример: «Я должен выброситься из окна и тогда люди перестанут болеть», «Я избран для великой миссии», «Я инопланетянин, я не могу разбиться, сейчас я вам это докажу …»)
  • Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее). В данной ситуации требуется:
    1. Сообщить родителям и вызвать бригаду скорой психиатрической помощи.
    2. До прибытия специалистов следить за тем, чтобы ребенок не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность. Изолируйте его от детей и не оставляйте одного.
    3. Говорите спокойным голосом. Соглашайтесь с ним. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего (изменить его бредовую направленность или доказать отсутствие галлюцинаций) невозможно
  • Психомоторное возбуждение (потеря способность логически мыслить и принимать решения, ребенок становится похожим на животное, мечущееся в клетке: движения резкие, речь ненормально громкая, не реагирует на замечания и просьбы).
    В данной ситуации:
    1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки ему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.
    2. Изолируйте от других учащихся.
    3. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»)
    4. Не спорьте, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям, например: «Не беги — стой», «Не размахивай руками — опусти руки», «Не кричи — говори тише»).
    5. Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.
  • Агрессия — один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время.
    В данной ситуации:
    1. Сведите к минимуму количество окружающих (но не оставайтесь с ним один на один).
    2. Дайте возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» диван, стул).
    3. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с ребенком, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Следует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».
    4. Не старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
  • При наличии признаков психологического дискомфорта (плача, истерики), плача с суицидальными высказываниями в данной ситуации:
    1. Не оставляйте его одного.
    2. Установите с ним физический контакт (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.
    3. Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут ребенку выплеснуть свое горе): говорите о своих и его чувствах.
    4. Не старайтесь успокоить ребенка. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.
    5. Задавайте минимум вопросов, не давайте советов. Ваша задача — выслушать
  • Истерический припадок (длится от нескольких минут до нескольких часов). Основные признаки: сохраняется сознание, чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, речь эмоционально насыщенная, быстрая, крики, рыдания.
    В данной ситуации:
    1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с ребенком наедине, если это не опасно для вас.
    2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко на него крикнуть).
    3. Говорите короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды»,«Умойся»).
    4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия родителей или медработника наблюдайте за его состоянием.
    5. Не потакайте его желаниям.

При контакте с суицидальным учащимся следует соблюдать баланс между дистанцией и близостью, между эмпатией и уважением.
В ситуациях подозрения на суицидальное поведение необходимо учитывать особенности коммуникации:

  • сохранять понимающую и вежливую позицию;
  • дать необходимые объяснения о чувствах и поведении человека в кризисе;
  • принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;
  • принять то, что суицид — это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относиться серьезно;
  • говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается;
  • учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;
  • избегать моральных оценок и директивного тона в беседе;
  • проявлять уважение к мнению и ценностям собеседника;
  • избегать невыполнимых обязательств;
  • иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально конкретные);
  • избегать принятия решений «вместо» подростка-суицидента.

Часто подростки высказывают свою удовлетворенность беседой, что усыпляет бдительность окружающих. Следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов. В конце беседы следует проигрывать поведение подростка в будущих кризисных ситуациях или неразрешенной текущей. Если вы чувствуете, что подросток находится в стадии риска, самое лучшее, что вы можете сделать для себя, это не заниматься этим один на один. Пусть в это будут вовлечены другие люди (родители, родственники, специалисты службы охраны психического здоровья — детские психиатры, психотерапевты, психологи).

Порядок недобровольной госпитализации определен законом Республики Беларусь № 337, 1999 года «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Оставьте комментарий