Городокская центральная районная больница

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Новый банер

"ГОРОДОКСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"

ВНИМАНИЕ!!!

ИНФОРМАЦИЯ К ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОСТУПНА ПО ССЫЛКЕ НИЖЕ ↓

ПАМЯТКА ПАЦИЕНТУ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВАКЦИНАЦИИ ПРОТИВ COVID-19 ВАКЦИНОЙ «ГАМ-КОВИД-ВАК»

Телефон для записи на вакцинацию   8 (02139) 5 69 60

ВНИМАНИЕ!!! В УЗ «Городокская ЦРБ»  с 12.00 до 14.00 можно пройти обследование на короновирусную инфекцию иммунографическим методом (экспресс-тест)  на платной основе — 20,20 руб.

По поводу прохождения обследования обращаться в регистратуру.

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой, принятием дополнительных мероприятий по профилактике и снижению распространения ОРВИ, в том числе и вызванных COVID-19,

в УЗ «Городокская ЦРБ» открыт благотворительный счет

  • РЕКВИЗИТЫ УЗ «ГОРОДОКСКАЯ ЦРБ»
  •  
  • 211573, ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОДОК, СОБОЛЕВСКОГО, 66
  • УНП 300066407  
  • ОКПО 02014288
  • РЕКВИЗИТЫ БАНКА
  • ОАО «сберегательный банк «Беларусбанк»
  • SWIFT/бИК: AKBBBY2X
  • УНП: 100325912
  • ОКПО: 37387991
  • счет в бел.руб.  by42 AKBB 3642 3160 0012 0200 0000

Пользователи и гости сайта вправе оставлять комментарии к опубликованным материалам. Перед комментированием настоятельно рекомендуем ознакомиться с Правилами размещения комментариев. 

Здоровая семья – здоровое общество!

Ежегодно 15 мая отмечается Международный день семьи.

День семьи утвержден Генеральной Ассамблее  ООН  в 1993 году.

 

Здоровье детей находится в тесной зависимости от состояния здоровья их родителей и отражает семейное благополучие.

 

Семья — это основа общества.

Однако семья как важнейшая ячейка общества во многих  странах неуклонно слабеет и теряет свое  социальное значение .

И от того насколько крепкой и прочной будет каждая семья,  зависит во многом уровень цивилизованности страны,  ее быстрое развитие и процветание.
Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние людей.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения,  привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи — это уровень развития и прогресса любого государства.

В Республике Беларусь семья, материнство, отцовство и детство в их традиционном понимании выступают предметом особой защиты со стороны государства, поскольку являются неотъемлемым условием сохранения и развития белорусского народа. Каждый из нас должен понимать и ценить это приумножая и сохраняя наши национальные традиции в воспитании детей.

Социальная поддержка семей при рождении и воспитании детей — одно из ключевых направлений государственной политики, которое гарантировано основными правовыми актами в Республике Беларусь: Конституцией Республики Беларусь, законами «О здравоохранении», «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», «О правах ребенка», «О вспомогательных репродуктивных технологиях», Кодексом«О браке и семье», Декретом Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», а так же другими нормативными актами.

Одним из главных направлений деятельности государства является формирование в обществе модели благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми, способной к духовно-нравственному саморазвитию и самореализации. Семья как основной элемент общества была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильного развития. В Республике Беларусь проживает 2,7 млн. семей, из них 1,2 млн. — семьи, воспитывающие детей в возрасте до 18 лет. Наряду с созданием государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирования высокого спроса на личное здоровье важной задачей системы здравоохранения является создание условий для укрепления репродуктивного здоровья населения.

Охрана репродуктивного здоровья населения, создание условий для рождения здоровых детей, сокращение младенческой, детской и материнской смертности имеют особую общественную значимость и выступают в качестве критериев эффективности деятельности системы здравоохранения страны. Решение задач сохранения здоровья матерей и детей осуществляется по нескольким приоритетным направлениям, среди которых подготовка женщин к материнству, мероприятия по охране здоровья плода и новорожденного, подготовка молодежи и молодых семей по вопросам брака, мероприятия по охране здоровья детей в дошкольных учреждениях и в школьный период.

С целью охраны репродуктивного здоровья населения и планирования семьи во всех женских консультациях организованы и работают кабинеты планирования семьи, школы для будущих родителей, в детских поликлиниках- кабинеты здорового ребенка.

С 2016 года проводится обязательное  предабортное консультирование врачами акушерами – гинекологами и психологами. По желанию женщин при необходимости привлекаются священнослужители Белорусской Католической и Православной Церквей. В результате такой комплексной работы в 2020 году в Витебской области сохранено более 800беременностей.

По вопросам репродуктивного, сексуального и психического здоровья организованы центры дружественные подросткам (в Республике Беларусь — 48, в Витебской обл. – 4, в г. Витебск – 1 на базе УЗ «Витебский областной детский клинический центр»). Эти центры организованы при поддержке Фонда ООН народонаселения (ЮНФПА) и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Родильные дома работают по системе совместного пребывания матери и ребенка. Внедрены и поддерживаются принципы грудного вскармливания, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения.

Организована работа службы вспомогательных репродуктивных технологий, что позволяет супружеским парам стать счастливыми родителями. В настоящее время эффективность ЭКО составляет около 50%. Внедрены новые репродуктивные технологии при мужском бесплодии. В результате применения вспомогательных репродуктивных технологий в год рождается около 1000 детей. На законодательном уровне закреплено право бесплатного предоставления одной попытки ЭКО бесплодным парам. С 1 января 2021 года в Витебской области 41 супружеская пара получила квоту на проведение бесплатной попытки ЭКО.

 Беременные женщины в нашей области получают медико – генетическое консультирование  на всех сроках беременности. Все беременные проходят обследование и консультирование по проблемам ВИЧ/СПИД.

Наша Республика  Беларусь  отмечена глобальным оценочным консультативным комитетом , как страна ,где устранена проблема передачи ВИЧ/ инфекции и сифилиса от матери к ребенку.

В Беларуси практически 100% деторождений происходит при квалифицированном родовспоможении. Наша страна входит в 50 лучших стран мира по ведению беременности и  организации родов. Выживаемость детей, родившихся с низкой массой тела, на первом году жизни составляет более 80%. Республика Беларусь занимает 26-ю позицию в рейтинге самых комфортных для материнства стран.

Все это способствует сохранению репродуктивного здоровья населения, стабилизации демографических показателей, укреплению института семьи. Трудно недооценить роль семьи в обществе и для каждого из нас. Именно в семье закладывается основа личности каждого человека. Именно в семье ребенок раскрывает заложенный природой потенциал, определяет свое место в жизни, учится добру, справедливости и созиданию.

Таким образом нам  необходимо формировать у детей устойчивого представления ,что самое ценное у человека в жизни  его здоровье и здоровье его семьи.

В связи с этим сохранение и укрепление здоровья детей немыслимо без формирования у них и в каждой семье здорового образа жизни, семья должна принимать активное участие в 6 –ти основных направлениях, способствующих данной проблеме :

1.Формирования понятий здоровья и болезни у детей и подростков.

2.Рациональное питание.

3.Рациональная организация учебной деятельности.

4.Свободное время и образ жизни.

5.Преодаление зависимостей.

6.Занятие физической культурой , спортом.

 

 Нет крепче на земле союза, чем счастливая и дружная семья .

 

 

 

 

 

 

Шустер Т.А.  Валеолог УЗ «Городокская ЦРБ»

Травматизм2

Внимание! Травматизм!

Сохранить здоровье ребёнка – задача каждого родителя. Данная информация представлена с целью предупредить необратимые события. Обязанность родителей – обучать детей основам профилактики травматизма. Важно при этом внушить им, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Наиболее распространенным является бытовой травматизм.

Переломы, черепно-мозговые травмы возникают как следствие падений с высоты (окно, диван, коляска, подбрасывание вверх во время игры), нередки ожоги жидкостями (горячий чай, суп), ожоги от горячей плиты, посуды, утюга, других электроприборов, открытого огня, отравления неизвестными веществами.

Как можно предотвратить падения?

  • устанавливать ограждения на подоконниках, балконах, не стоять и не играть в непосредственной близости от открытых окон (москитная сетка не является защитой от падений!), создавать условия, когда ребёнку невозможно забраться на подоконник или предметы мебели, обеспечивать замки элементами защиты от открывания детьми;
  • нельзя подбрасывать ребёнка высоко вверх, он может удариться головой о потолок или люстру или, упасть мимо встречающих рук и удариться о пол или о землю;
  • опасно оставлять малыша на диване или на неограждённой кровати, ставить рядом;
  • нельзя кормить грудного ребёнка, лёжа в кровати; нельзя укладывать его на подушку и укрывать одеялом взрослого – ребёнок может завернуться в тяжёлое для него одеяло и задохнуться; также нельзя оставлять малыша во время купания;

Зоной повышенной опасности являются детские площадки и общественный транспорт.

  • находитесь рядом с ребёнком во время пребывания на территории площадки и в транспорте;
  • ожидая транспорт, стойте на хорошо освещённом месте рядом с людьми, ребёнка всегда держите за руку; на остановках не поворачивайтесь спиной к дороге, не пытайтесь стать в первом ряду нетерпеливой толпы с ребёнком – вас могут вытолкнуть под колёса; при заходе в транспорт детей в возрасте до трёх лет необходимо брать на руки и подобным образом из него выходить.

Очень важен личный пример поведения родителей на улице, в транспорте.

В возрасте после года возрастает активность ребёнка, он начинает проявлять любознательность и активность. В связи с этим увеличивается опасность ожогов, травм от электрических приборов, химических ожогов пищевода, удушья от мелких предметов.

В этом возрасте часто возникает подвывих головки лучевой кости, когда взрослые резко тянут за руку ребёнка при падении. Будьте бережны, не травмируйте малыша!

Как уберечь от ожогов?

  • на время прекратить пользоваться скатертями; ставить подальше от края стола ёмкости с горячей пищей! Старайтесь не допускать приближения детей к горячим плитам, утюгам, духовым шкафам, открытому огню, ограждайте детей от легковоспламеняющихся жидкостей, таких, как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды;
  • нельзя пользоваться без надзора взрослых пиротехническими средствами: хлопушками, петардами, фейерверками, можно получить тяжёлые ожоги, потерять зрение, искалечиться и даже погибнуть. Более того, нельзя хранить их дома – ведь они отнесены к взрывоопасным средствам;
  • ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте;
  • будьте также внимательны при сборе грибов, ягод и растений, не собирайте и не употребляйте грибы, растения и ягоды, которые вам неизвестны;

Как избежать удушья от мелких предметов?

  • не следует давать еду с мелкими элементами костей, семечками. За детьми всегда нужно присматривать во время еды. Старайтесь кормить ребёнка измельчённой пищей;
  • пресекайте баловство за столом, смех и игры;
  • покупайте игрушки, от которых невозможно отсоединить мелкие части, а занятия с мелкими деталями (мозаика, конструктор) проводить только совместно с ребёнком;

Обращайте внимание, если у ребёнка затруднено дыхание – нельзя исключить возможность попадания мелких предметов в дыхательные пути ребёнка, даже если никто не видел, как ребёнок положил что-либо в рот.

В школьном возрасте появляются специфические виды травм: спортивные, уличные, автотравмы. Для их предотвращения необходимо наличие соответствующей виду спорта экипировки, наличие защитных приспособлений!

Важно помнить правила поведения на воде:

  • дети могут утонуть мене чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды.

Памятка по профилактике травматизма у детей раннего возраста

Профилактика детского травматизма является важной медико-социальной проблемой. Полученная ребенком травма может привести к тяжёлым последствиям, а иногда и к гибели. Нередко травма, полученная в детстве, становится причиной стойких функциональных нарушений в организме. Так, переломы могут привести к искривлению или укорочению конечности. Рубцы, остающиеся после ожогов, стягивают суставы, ограничивая их подвижность. Недостаточная двигательная активность пальцев вследствие ранения кисти ограничивает впоследствии выбор профессии. После сотрясения мозга пострадавшие многие годы жалуются на головные боли, бессонницу, плохую память, невозможность сосредоточиться.

У детей раннего возраста в основном наблюдаются бытовые травмы: падения, ушибы, ожоги, отравления, ранения острыми, колющими предметами, попадание в дыхательные пути рвотных масс, мелких предметов.

Статистика неумолимо свидетельствует – маленькие дети чаще всего получают травму по вине взрослых. Это сигнал нам, взрослым, о том, что при появлении в доме малыша, надо во многом пересмотреть своё поведение. Так, открытые окна и балконные двери при некоторой потере бдительности могут привести к трагическим последствиям, неубранные лекарства стать причиной тяжелого отравления малыша, которого привлекают яркие этикетки и разноцветные таблетки. Травмы детей до 1-го года  часто вызваны выпадением из коляски, падением с кровати, дивана, стула. В более старшем возрасте дети часто падают с высоты – с горки, лестницы и др. В результате таких падений могут возникнуть не только ушибы, но и более тяжёлые повреждения: переломы костей, сотрясение мозга, разрывы тканей, внутренних органов.

Родители должны создать для ребёнка травмобезопасную среду пребывания. Например, дома следует устранить нагромождение мебели, закрепить люстры, книжные полки, картины, оградить батареи центрального отопления, исключить возможность контакта ребёнка с электророзеткой, оголённым проводом.

По недосмотру взрослых малыш может получить травму от контакта с огнём (печи, плиты, спички), электроприборами, щелочами, кислотами. Причиной ожога ребёнка могут быть: горячая жидкость, которую взрослые беззаботно оставляют на краю плиты, стола или ставят на пол. Возможны ожоги во время купания ребёнка, когда его опускают в ванну или начинают подмывать из крана, не проверив температуру воды. Маленький ребёнок может обжечься и при использовании грелки, если температура воды в ней превышает 40-60°С.

На площадке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, гвоздей, необструганных досок, ящиков и т. п., ведь во время прогулки маленький ребёнок при недостаточном надзоре может не только занозить себе руки, пораниться стеклом, торчащими палками, гвоздями, но и съесть какое-нибудь ядовитое растение, ягоды, гриб.

У детей очень рано начинает проявляться стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых. Однако отсутствие знаний об окружающей обстановке и  собственного опыта служит причиной того, что они берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них ещё слишком сложны, что и приводит к травме. Родители должны как можно раньше начинать формирование у ребёнка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности. Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки. Во время игр и занятий уже с 2-х лет можно начинать обучать ребёнка навыкам пользования острыми и режущими предметами, правилам обращения с горячей посудой, жидкостью, пищей и др. Прогулки по улицам следует использовать для практического обучения детей правилам поведения на улицах города. С этой же целью можно использовать картинки, книги.

В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребёнка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребёнка, но и одной из мер профилактики травматизма.

Каждый год в мире от травм гибнут 750 тыс. детей. Травматизм – это одна из основных причин смертности и инвалидности среди детей младшего возраста.

Наиболее распространённые травмы связаны с падениями, ожогами, утоплениями и дорожно-транспортными происшествиями. В основном травмы происходят дома или вблизи него.

В зависимости от причин и обстоятельств возникновения повреждений различают следующие виды детского травматизма: бытовой, транспортный, школьный и спортивный.

Чаще встречается бытовой травматизм. Бытовым травматизмом считаются повреждения, которые дети получили дома, в квартире, во дворе или саду. Повреждения при этом разнообразнее всего, но самые опасные из них – это ожоги пламенем, химическими веществами и падение с высоты.

Причины бытового травматизма разнообразны, но чаще всего это недостаточный досмотр родителей. Такие, казалось бы, на первый взгляд пустяки, как оставленные в доступном для малышей месте иглы, гвозди, лезвия бритв, могут привести к травме, а иногда и к смерти. Это же самое касается и газовых плит, обнаженных проводов электросети, отворенных окон, лестниц и за свою неосторожность родители иногда очень дорого расплачиваются.

Дети до трёх лет очень подвижны. Перед ними раскрывается новый неизвестный мир и, стремясь познать его, они пробуют предметы на ощупь, на вкус, их привлекают яркие, блестящие предметы, которые сделаны из стекла. Играя такими предметами как иглы, булавки, гвозди, пуговицы, монеты и неумелое обращение с ними часто приводит к ранениям, а иногда малыши и глотают их.

У дошкольников и младших учеников повреждения могут быть предопределены другими причинами. Они подвижные и несдержанные. Они редко получают травмы в квартире или в школе, потому что авторитет взрослых является каким-то барьером, поэтому дети пытаются лишиться присмотра и охотно проводят свой досуг со своими ровесниками, катаясь на велосипедах, самокатах, санках, лезут на деревья, открытые люки, лестницы. Поэтому необорудованные детские площадки, загромождённые дворы, открытые люки, канавы, неисправные лифты, перила лестницы, неисправные велосипеды тоже очень опасны. Особенно опасны для детей стройки и неограждённые участки, где проводятся ремонтные работы. Часто дети падают с высоты – балконов, лестниц, деревьев, что тоже приводит к тяжёлым травмам.

Родители должны как можно раньше начинать формирование у ребёнка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности.

Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки. Во время игр и занятий уже с 2-х лет можно начинать обучать ребёнка навыкам пользования острыми и режущими предметами, правилам обращения с горячей посудой, жидкостью, пищей и др.

Прогулки по улицам следует использовать для практического обучения детей правилам поведения на улицах города. С этой же целью можно использовать картинки, книги, показы диафильмов.

Зная наиболее частые причины травм и несчастных случаев, родители должны создать для ребёнка травмобезопасную среду пребывания. Например, дома следует устранить нагромождение мебели, закрепить люстры, книжные полки, картины, оградить батареи центрального отопления, исключить возможность контакта ребёнка с электророзеткой, оголённым проводом.

На площадке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, гвоздей, необструганных досок, ящиков и т. п. В летний период следует обращать особое внимание на предупреждение несчастных случаев на воде, отравлений ядовитыми растениями, ягодами, грибами. Очень важен и личный пример поведения родителей на улице, в транспорте, дома.

В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребёнка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребёнка, но и одной из мер профилактики травматизма.

Памятка по профилактике травматизма у детей дошкольного и школьного возраста.

Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьёзная проблема. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребёнка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Работа по предупреждению травматизма это:

  1. устранение травмоопасных ситуаций;
  2. систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребёнка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Наиболее часто встречающийся травматизм у детей – бытовой:

  • ожог от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня;
  • падение с кровати, окна, стола и ступенек;
  • удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.);
  • отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими жидкостями, отбеливателями и др.);
  • поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнаженных проводов, от  втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки и настенную проводку.

Падения – также распространённая причина ушибов, переломов костей и серьёзных травм головы Их можно предотвратить, если не разрешать детям лазить в опасных местах, устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

ПорезыРазбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Предметы из стекла необходимо держать подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу. Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами.

Травматизм на дорогеС раннего возраста ребёнка нужно обучать правилам поведения на улице, повышенному вниманию в отношении транспорта. Самая опасная машина – стоящая: ребёнок считает, что если опасности не видно, значит, её нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, ребёнок может попасть под колеса другой машины.

Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу:

  • остановиться на обочине, посмотреть в обе стороны, перед тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;
  • переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребёнка старшего возраста;
  • идти, но ни в коем случае не бежать;
  • переходить дорогу только в установленных местах на зелёный сигнал светофора;
  • на дорогу надо выходить спокойно, сосредоточенно, уверенно и так, чтобы водитель видел тебя;
  • переходить дорогу надо по перпендикуляру к оси, а не по диагонали;
  • если транспортный поток застал ребёнка на середине дороги, следует остановиться и не паниковать;
  • детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом.

Во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению.

При перевозке ребёнка в автомобиле, необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности, ребёнка надо посадить сзади и справа.

Водный травматизмВзрослые должны научить ребёнка правилам поведения на воде, ведь он может утонуть даже в небольшом количестве воды, поэтому детей никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды, в т. ч. в ванной. Нужно закрывать колодцы, ванны, вёдра с водой. Ребенка нужно учить плавать, начиная с раннего возраста.

ОжогиОжогов можно избежать, если:

  • держать детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга;
  • устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;
  • держать детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард;
  • прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.

Удушье от малых предметовМаленьким детям не следует давать еду с маленькими косточками или семечками. За детьми всегда нужно присматривать во время еды. Кормите ребёнка измельчённой пищей.

Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки – это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья. Если у него затруднено дыхание, нельзя исключить возможность попадания мелких предметов в дыхательные пути ребёнка, даже если никто не видел, как ребёнок клал что-нибудь в рот.

ОтравленияЯдовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например керосин, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте. Ядовитые вещества могут вызвать тяжёлое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.

Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребёнку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах недоступных для детей.

Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни.

Не забывайте, что вы — пример для своего ребёнка!

 

Аутизм

Аутизм у ребенка - это не приговор

Во всем мире 2 апреля названо Днём информирования о проблеме аутизма. Аутизм – это заболевание, в результате которого нарушается контакт человека с внешним миром. Заболевание сложное, но при выявлении в раннем детстве, проявления заболевания удаётся скорректировать.

Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется её суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Всё, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится в 3-5 лет, лишь в лёгких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых.

Существует 4 главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени:

-нарушение социального поведения

-нарушение коммуникации

-стереотипное поведение

Мозг здорового человека устроен так, что при взгляде на собеседника можно легко определить его настроение (радость, печаль, страх, удивление, гнев). Ребенок с аутизмом не обладает такими способностями. Дети с аутизмом не принимают участие в играх сверстников. Аутичный ребенок не понимает социальные роли в игре. Более того, он не воспринимает игрушку как предмет в целом. Он может найти у машинки колесо и крутить его несколько часов подряд. Для детей-аутистов характеры эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке (хлопанье в ладоши, щёлканье пальцами, покачивание головой и другие однообразные движения). В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии. Аутизм у ребенка – это не приговор. Никто не знает, почему возникает это заболевание. Мало кто может объяснить, что ощущает ребенок при контактах с внешним миром. Но точно известно одно: при правильном уходе, коррекции раннего аутизма, занятиях и поддержке родителей и педагогов дети могут вести нормальную жизнь, обучаться, работать и быть счастливыми.

Прогноз заболевания в каждом отдельном случае различный. Нельзя надеяться на то, что через неделю или максимум месяц ребенок станет нормальным. Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. Многие дети идут на контакт уже через два-три месяца. Однако у некоторых положительной динамики может не наблюдаться годами.

Старайтесь не замыкаться в своих проблемах, общайтесь с другими семьями, в которых растут дети с аутизмом. Обращайтесь к специалистам. По вопросам аутизма можно обратиться вк врачу-психиатру-наркологу УЗ «Городокская ЦРБ» (запись через регистратуру по телефону ), а также в Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии

(предварительная запись на консультацию по телефонам 8(0212)61-45-82 зав.детско-подростковым отделением диспансера Данилова Елена Леонидовна или 8(0212)69-29-89 зав. детским психонаркологическим отделением стационара Мужиченко Татьяна Петровна)

_____________________________

«Телефон доверия»

Городокская районная больница

8-02139-5-12-09 с 8.00 до 16.30

+375-33-347-60-57 круглосуточно

«Телефон доверия»

_____________________________

Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии

8-0212-61-60-60 круглосуточно

_____________________________

Телефон «Горячая линия»

Психологическая помощь несовершеннолетним

8-801-100-16-11 (круглосуточно,звонок бесплатный)

_____________________________

Врач-психиатр-нарколог

УЗ «Городокская ЦРБ»

Лишенко Е.Д.

Родственные связи

Родственные связи или почему ребенок уходит

Из 71 подростка, совершившего самовольные уходы из дома или из учреждений образования, 36- имели статус оставшихся без попечения родителей, остальные дети воспитывались, в основном, в неполных семьях либо семьях, где отец не является биологическим. По статистике, основной возраст уходов детей и подростков из семьи — 10-17 лет.

Почему так происходит и в чем истинная причина подобного проявления?

Важно понимать, что уход ребенка может быть не только из семьи, где есть неблагополучие, реагирование каждого подростка — сугубо индивидуальный процесс и тогда поводом может послужить конфликт, вследствие отсутствия взаимопонимания и прежде всего с родителями. Одни уходят в знак протеста, направленного на привлечение к себе внимания (развод родителей; эмоциональный голод как нехватка любви и участия; форма насилия и др.), другие- против чрезмерной опеки родителей, а иные – просто «в поисках приключений». Уход и избегание – одна из форм психологической защиты, а если подросток не научился более зрелым стратегиям реагирования в определенной жизненной ситуации, то это становится очевидным. Особенность и в тоже время сложность подобных проявлений состоит в том, что на фоне возникшей стрессовой ситуации и последующим  уходом из дома, для подростка это может стать  привычным (стереотипным) показателем -то есть формируется «привычка», когда подросток  именно привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Иногда, внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причѐм это изменение в настроении никак невозможно объяснить какой-либо определенной ситуацией. Особое внимание хочется уделить тирании долженствования со стороны некоторых родителей, когда их требовательность порой вызывает у ребенка не только разочарование, страх, тревогу и беспомощность, но и агрессию, которая нарушает искренность отношений не только в семье, но и в учреждении образования, а также среди друзей и сверстников. Порой родитель, который не совсем реализовал свой потенциал в учебной деятельности в прошлом- настоятельно требует от подростка в настоящем, интенсивного изучения и запоминания учебного материала, для повышенной результативности его знаний, умений и навыков. Тем самым наделяя ребенка именно своими взрослыми ожиданиями, не учитывая его эмоциональный опыт и ресурс, вследствие чего, не справляясь с возложенными на него ожиданиями родитель может получит дезадаптивную реакцию своего чада.

Что важно делать родителям, чтобы предупредить ситуацию ухода ребенка из семьи или отказа от посещения школы?

— Примите факт, что ваш сын или дочь — уже не ребенок, поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ. Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет»- нужно отменить; —  Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Очень важно, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться с друзьями и ни в коем случае это не должно иметь форму запрета, как наказание за некую провинность; —  Никогда не угрожайте подростку, что выгоните из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если она совершит ошибку (ранняя беременность, опыт употребления алкоголя, наркотиков) —  могут обернуться трагедией. Помните, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам; — Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены и единство семьи будет носить положительно динамический и сплоченный характер; — Старайтесь принимать любые откровения своего ребенка как признак огромного доверия к вам, выслушивайте его всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае нельзя высказывать категоричные суждения в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он обратиться именно к вам, зная, что его дома поддержат, помогут и не осудят.

Психолог УЗ «Городокская ЦРБ»    Судакова Л.А.

Телефоны для справок и обращений:

+375333476057 или 5-12-09 (802139).

ПАМЯТКА ПО ВАКЦИНАЦИИ ОТ КОВИД

ПАМЯТКА

ПАЦИЕНТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВАКЦИНАЦИИ ПРОТИВ

COVID-19 ВАКЦИНОЙ «ГАМ-КОВИД-ВАК»

Крепкое здоровье населения — наша главная цель!

Чтобы полностью реализовать наш потенциал в достижении главной цели, мы просим Вас соблюдать некоторые (основные и важные) правила, которые помогут нам в нашей работе:

1. Противопоказаниями к вакцинации являются:

— гиперчувствительность к какому-либо компоненту вакцины или вакцины, содержащей аналогичные компоненты;

— тяжелые аллергические реакции в анамнезе;

— острые инфекционные и неинфекционные заболевания;

— обострение хронических заболеваний (вакцинацию проводят через 2 — 4 недели после выздоровления или ремиссии);

— беременность и период грудного вскармливания;

— возраст до 18 лет.

2. Перед проведением вакцинации необходим обязательный осмотр врача с измерением температуры, сбором эпидемиологического анамнеза, измерением сатурации, осмотром зева, на основании которых врач-специалист определяет отсутствие или наличие противопоказаний к вакцинации.

Врач расскажет Вам о возможных реакциях на вакцинацию и поможет заполнить информированное добровольное согласие на проведение вакцинации.

3. Вакцинацию проводят в два этапа: вначале вводят компонент I в дозе 0,5 мл. Препарат вводят внутримышечно. На 21 день вводят компонент II в дозе 0,5 мл. Препарат вводят внутримышечно.

4. В течение 30 мин после вакцинации просим Вас оставаться в медицинской организации для предупреждения возможных аллергических реакций.

5. После проведения вакцинации в первые — вторые сутки могут развиваться и разрешаются в течение трех последующих дней кратковременные общие (непродолжительный гриппоподобный синдром, характеризующийся ознобом, повышением температуры тела, артралгией, миалгией, астенией, общим недомоганием, головной болью) и местные (болезненность в месте инъекции, гиперемия, отечность) реакции.

Реже отмечаются тошнота, диспепсия, снижение аппетита, иногда — увеличение регионарных лимфоузлов. Возможно развитие аллергических реакций.

Рекомендуется в течение 3-х дней после вакцинации не мочить место инъекции, не посещать сауну, баню, не принимать алкоголь, избегать чрезмерных физических нагрузок.

При покраснении, отечности, болезненности места вакцинации принять антигистаминные средства. При повышении температуры тела после вакцинации — нестероидные противовоспалительные средства.

Вакцина против COVID-19 не отменяет для привитого пациента необходимость носить маски и перчатки, а также соблюдать социальную дистанцию.

профилактика гриппа

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

гриппа, острых респираторных инфекций и других инфекций, передающихся воздушно-капельным и контактно-бытовым путями

ОРИ — острые респираторные инфекции – это большое количество заболеваний, во многом похожих друг на друга, вызываемых вирусами и бактериями, передающимися воздушно–капельным и контактно-бытовым путями

Грипп – самая тяжелая ОРИ, которая вызывается непосредственно вирусом гриппа и поражает людей всех возрастов.

Источником инфекции является больной человек.

Заражение происходит при непосредственном контакте с больным( при разговоре, чихании, кашле)когда капельки слюны и слизи, содержащих вирус ,попадают через воздух к здоровому человеку или через предметы личной гигиены , посуду и другие предметы( дверные ручки, поручни в общественном транспорте, денежные купюры и т.д.) на которые мог попасть вирус больного человека

 

Основные способы профилактики острых респираторных инфекций

  • мойте   руки чаще тщательно
  •  закрывайте рот и нос при кашле и чихании
  • соблюдайте дистанцию при  общении
  • изолируйте больных
  • избавляйтесь от использованных предметов (маски и т.д.)
  • ношение лицевой маски

В осенне–зимний период одевайтесь по погоде, избегайте сквозняков, переохлаждений, как можно реже используйте общественный транспорт, избегайте мест массового скопления людей, старайтесь больше быть на свежем воздухе, старайтесь не касаться слизистых оболочек глаз, носа.

Употребляйте в пищу больше свежих фруктов, овощей, цитрусовые, клюкву, бруснику, черную смородину, черноплодную рябину, увеличьте по возможности количество выпиваемой жидкости до 1,5 -2 литров в день.

Симптомы ОРИ — повышение температуры тела, кашель, боль в горле, насморк, заложенность носа, общее недомогание.

Симптомы гриппа – высокая температура, кашель, боль в горле, головная боль, боль в глазных яблоках, боль в мышцах, общее недомогание, озноб, насморк, заложенность носа.

Запомните: не так страшны простудные заболевания, как их осложнения! Избежать простудных заболеваний можно, если постоянно заботиться о своем здоровье.

Что для этого нужно? Исключите из своей жизни гиподинамию, алкоголь, наркотики, курение.

Больше двигайтесь, любые физические упражнения, физические нагрузки, ежедневная утренняя гимнастика, солнечные, воздушные ванны, умывание прохладной водой, контрастное обливание стоп, проветривайте перед сном комнату.

Укрепляйте иммунитет, курсы поливитаминов 2-3 раза в год, растительные иммунокорректоры раз в год (настойка элеутерококка, аралии),здоровое питание, откажитесь от жирной и высококалорийной пищи.

В период вакцинации, осенний период пройдите вакцинацию.

Больше позитивного мышления, избегайте стрессов.

Будьте здоровы!

 

Валеолог УЗ «Городокская ЦРБ»      Шустер Т.А.

Воскресный невроз

Воскресный невроз или Как не впасть в отчаяние

Вот он, долгожданный выходной, а вас одолевает какая-то тоска и долгожданный день отдыха превращается в неопределенность, апатию или мысли о своем месте в жизни и ее смысле? Почему так происходит и в чем же особенность данного состояния?

 Нередко это проявляется в конце рабочего дня, к концу недели, во время больничного, отпуска или в длительные праздничные выходные. Мало кому известно, что это состояние может быть опасно и чревато такими осложнениями, как депрессия, стресс или разного рода крайностями, которые формируют не всегда правильные модели выхода из ситуации, а именно: проведение выходного дня злоупотребляя алкоголем, своеобразный пятничный алкоголизм, когда человек привыкает снимать стресс после трудовых будней, изрядно изматываясь на работе и решая ворох текущих проблем и как следствие, возникает стремление как следует расслабиться, выбирая весьма коварный способ релаксации — выпивку.

И дело ведь не только в бесконтрольном желании употреблять, в случае частых подобных ритуалов, вырабатывается своего рода патологический условный рефлекс и человек просто не в силах контролировать употребление спиртного, и не потому что слабовольный или морально распущенный, а потому что его самочувствие, в силу баланса обмена веществ, настоятельно того требует.  И требует, естественно, во вред организму, условно выражаясь «до смерти работает, до полусмерти пьет».

В итоге день прошел, а усталость, как и внутренняя пустота- сохранились. Все это- экзистенциональная проблема, которая кроется в отсутствии смысла не только своей деятельности, выбора чувств и социальной роли, но и жизни, в целом.

Человек становится одинок в окружающем мире, у него теряется «система координат», где он чувствовал бы себя нужным и в безопасности. Важно знать, что невроз выходного дня имеет всего две основные характеристики: * страх и тревога, переходящая в панику, чувство опасности; * угнетенное состояние, скука, тоска, чувство внутреннего опустошения в моменты бездействия или уединения. Некоторые думают, что они что-то забыли сделать или испытывают внутреннее ощущение напряженности и необходимо куда-то бежать, что-то делать, только бы не оставаться на месте.

Сюда же можно отнести головокружение и головную боль, нарушения сна (в том числе бессонница), вялость, апатия, мышечные боли и зажимы, простуда или другие болезни. Невроз  выходного дня испытывают те люди, которые не могут оставаться наедине с собой и своей жизнью, они максимально загружают себя делами, придумывают задачи и развлечения, но если однажды окажутся наедине с собой, вне суматохи, маскирующей внутреннюю пустоту, то испытают состояние, подобное депрессии. В общем, человек старается сделать все, чтобы не сидеть спокойно дома и отдыхать. Другими словами, люди, привыкшие к невротической суете, не умеют жить по-другому, у них свое понимание комфорта. Однако всем известно выражение «движение -жизнь», так что это вопрос индивидуально-личностных особенностей каждого.

Существует еще одна категория людей, подверженных неврозу выходного дня: это бизнесмены и карьеристы, то есть те люди, для которых вынужденный выходной — застой в развитии. Одни работают «от звонка до звонка», воспринимая выходные как подарок и наслаждаясь ими, другие — регулярно развиваются.

Отмечено, что неврозу больше подвержены люди с высшим образованием, регулярно повышающие свои компетенции, вкладывающие в себя и свою жизнь много сил, времени, энергии и денег. Но знание к человеку приходит в особой «пограничной» ситуации- такой как страдание, беззащитность, глубокое чувство вины или беспомощности, отчаяние и борьба, и если в такой критический момент у человека возникают вопросы о смысле своей жизни, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает духовный кризис. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные жизненные изменения, зависимости и прочее. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров и ресторанов в пятничные вечера.

Что же делать?  Во-первых, быть собой и избавляться от угодничества другим, для всех хорошим не будешь. Во-вторых, принять то, что мы не универсальны и никто не свободен от отчаяния, нет никого, в ком глубоко внутри не пребывало бы беспокойство и страх перед чем-то или самим собой. 

Можно посоветовать заполнить свободное время новым хобби, прохождением тренинга на саморазвитие или же еще чем-то, но это будет невротическим бегством, а не решением проблемы. А решение это — пересмотр своих приоритетов и ценностей, расстановка их таким образом, чтобы работа не была единственным, что наполняет вашу жизнь, а за трудоголизмом порой скрываются проблемы в какой-то иной сфере, например, невозможность выстраивания близких отношений или рассогласованность со своим внутренним духовным миром. В-третьих, среди основных аспектов жизни человека можно выделить психологический, физический, социальный и профессиональный, а для гармоничной жизни  человеку важно, чтобы все они сочетались между собой и не входили в противоречие. Справиться с рассогласованностью сфер жизни или внутреннего мира можно только при помощи психолога-психоаналитика, но самостоятельно можно попробовать описать, что именно вы испытываете, чего боитесь и чего хотите.  

Помните, что нет судьбы, кроме той, которую мы творим сами.

                                               Психолог Судакова Л.А.

ЗАВИСИМОСТЬ ИЛИ НАПР СЛОВА

Зависимость или Напрасные слова

По факту исследований Всемирной Организации Здравоохранения — из 7 млрд. человек населения нашей планеты -210 млн. употребляют ПАВ (психоактивные вещества).  То есть 3% человечества является химически зависимыми. Те же данные свидетельствуют об «омоложении» возрастного диапазона наркоманов. 10 лет назад это 15-17 лет, сегодня 12-17 лет. Последние пять лет отмечены резким увеличением числа ВИЧ — инфицированных в локациях, где доминировала наркозависимость.

Почему люди, страдающие определенной формой зависимости обещают и  не заботятся о выполнении данного  ими слова? В результате страдают отношения с окружающими, рождается недопонимание, множество ссор, конфликтов и разногласий.

Люди нарушают свои обещания, потому что меняются условия и обстоятельства, при которых они давали эти обещания.

Например, когда мужчина вступал в брак с женщиной и обещал любить ее всю жизнь, подразумевалось, что она не будет изменять ему с лучшим другом. А когда женщина вступала в брак с мужчиной, подразумевалось, что он не будет целыми днями лежать на диване, употребляя спиртное и смотреть телевизор или еще хуже, «баловаться» психоактивными веществами.  Банально, но так хорошо раскрывает смысл изменений человеческих слов, в зависимости от контекста и обстоятельств.

 Прежде всего, нужно понимать, что механизмы психики  зависимого человека несколько нарушены  и функционируют с перебоями, патологически и поэтому у данной группы людей часто отсутствует чувство стыда, как  представление о норме поведения в обществе. Однако, совесть при этом и чувство вины в данном человеке  может присутствовать, но есть разница — стыдно человеку бывает, когда его внутренние убеждения о правильности   противоречат общественным нормам и этот человек ощущает дискомфорт и свою нехорошесть  только потому, что общество ждет от него иного поведения. Совесть же -это внутренний страж «правильности», и опирается она на взращенные в семье понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. Человеку может быть не совестно употреблять наркотики, но стыдно перед людьми, ведь он «не такой». Или ему может быть совестно обманывать, потому что его так воспитали, но не стыдно перед тем, кому он врет. Вот тут и содержится ключевое отличие. Перед своими близкими зависимый человек постепенно теряет чувство стыда, и врать становится привычкой, а совесть ввиду искажения психических процессов глушится и отодвигается на задний план. 

 

Они дают обещания, как правило, или в момент эйфории, когда им кажется, что готовы горы свернуть или же в момент, когда его прижали и требуют каких-то действий или объяснений. И в том и в другом случае, они могут не все выполнить из обещанного или не выполнить вовсе, потому как на это нет времени. Им надо отойти от наркотика и потратить время, запланированное для себя и собственных интересов, или же раздобыть новую дозу как лекарство от скуки и бездействия. У зависимых людей нарушено восприятие времени. Довольно глупо надеяться на то, что такой человек выполнит обещанное чётко в срок, так как, его срок и ваш – две большие разницы. Если ваши 15 минут – это 15 минут, то у наркомана 15 минут — это около часа. Как следствие, их восприятие времени никогда не совпадает с реальным и поэтому, при всём желании они часто не успевают вовремя.

Что делать, если близкий человек страдает вредными привычками?

— Не впадать в панику и не закатывать истерик с разбирательствами и слезами! Сообщите ему о своем беспокойстве, не пытаясь кричать или обвинять в чем-либо. Не читайте мораль и не начинайте с угроз. Постарайтесь объяснить всю опасность этого занятия. И чем раньше ваш близкий осознает необходимость остановиться, тем больше шансов достичь положительного результата; — Убедите его обратиться за помощью к специалистам (психолог, психиатр, нарколог), в том числе и анонимного характера, помогите ему сделать жизнь наполненной здоровыми привычками, открыть в ней смысл и цель, учитывая  его потребности и возможности.

Психолог УЗ «Городокская ЦРБ»  Судакова Л.А.

Телефон Доверия:   5-12-09 (802139)   или +375333476057

АКЦИЯ 31 МАЯ

31 МАЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БЕЗ ТАБАКА

Всемирный день без табака — 31 мая 2020 года.

   

     Уже много десятилетий табачные компании применяют изощренные и циничные методы вовлечения молодежи в употребление табачной и никотиновой продукции и тратят на это значительные ресурсы. Из внутренней документации таких компаний можно узнать о том, что они вербуют новое поколение любителей табака при помощи целого ряда всестороннее изученных и тщательно выверенных приемов, от дизайна продукции до маркетинговых кампаний, призванных обеспечить приток новых, молодых потребителей на смену миллионам людей, ежегодно умирающих от связанных с табаком болезней.

     Как производители табачных и никотиновых изделий манипулируют молодежью?

  • Использование в составе табачных и никотиновых изделий привлекательных для молодежи ароматических добавок, например, с запахом вишни, жевательной резинки и сахарной ваты, отвлекающих внимание от рисков для здоровья и служащих поводом попробовать такие изделия
  • Стильный дизайн и привлекательная форма изделий, которые легко носить с собой и можно принять за что-то другое (например, если изделие имеет форму флеш-карты или конфеты);
  • Продвижение якобы «менее вредных» или «более чистых» альтернатив традиционным сигаретам при отсутствии объективных научных данных в обоснование таких утверждений
  • Стимулирование сбыта табачных и никотиновых изделий в рамках соглашений со знаменитостями/лидерами мнений (например, в Инстаграме) и конкурсов, спонсируемых брендами
  • Маркетинг в часто посещаемых детьми магазинах розничной торговли, в том числе путем размещения продукции вблизи кондитерских изделий, снеков или прохладительных напитков для обеспечения их заметности в зонах, где часто находятся молодые люди (сюда также относится предоставление магазинам рекламных материалов и торговых витрин)
  • Поштучная продажа сигарет и других табачных и никотиновых изделий вблизи школ, удешевляющая и упрощающая доступ учащихся к табачной и никотиновой продукции
  • Скрытая реклама табачной продукции в кинофильмах, телепередачах и онлайновых потоковых трансляциях
  • Размещение в местах, часто посещаемых молодыми людьми, автоматов по продаже сигарет с ярким рекламным оформлением и демонстрацией пачек и создание мотивов для нарушения правил в отношении сбыта такой продукции несовершеннолетним
  • Подача судебных исков, призванных ослабить самые различные антитабачные нормы и правила, в том числе касающихся размещения предупреждений, демонстрации продукции в точках продажи, а также ограничения ее доступности для детей и сбыта детям (и особенно запрещающих продажу и рекламу табачных изделий вблизи учебных заведений).

     Но какие бы манипуляции не использовали производители, статистика печальна. По данным Всемирной организации здравоохранения в 20-м веке табак стал причиной 100 миллионов смертей. Табак убивает до половины употребляющих его людей. Ежегодно табак приводит к почти 6 миллионам случаев смерти, около 600000 из которых – среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма (пассивные курильщики).

     90% случаев практически неизлечимого рака легкого и 80% рака гортани — результаты курения. Из 100 случаев туберкулеза 95 приходится на курильщиков. Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка.  Ежегодно в мире отмечается до 10 млн. случаев бронхиальной астмы, непосредственно связанных с пассивным курением. Таким образом, табакокурение из частного дела превратилось в серьезную угрозу здоровью на национальном уровне.

     Во Всемирный день без табака 2020 г. в ответ на систематические, агрессивные и упорные усилия производителей табака и никотина по воспитанию нового поколения потребителей табака будет проводена антимаркетинговая кампания, призванная побудить молодежь присоединиться к борьбе против большого табачного бизнеса.

     Статистические данные опросов населения показывают, что около 70% постоянно курящих людей хотели бы бросить курить. Однако самостоятельно отказаться от курения для многих очень трудно, что определяется никотиновой зависимостью и другими патофизиологическими механизмами воздействия табака. Поэтому роль врача в помощи желающим бросить курить приобретает жизненно важное значение. Медицинские работники должны быть ключевым звеном в противодействии табакокурению.

     Стратегическая задача медицинских работников – изменение отношения населения к курению, осознание грозной опасности этой страшной привычки для здоровья и жизни человека, формирование в обществе нетерпимого отношения к курению. Это кропотливая, сложная и длительная работа, без которой нельзя рассчитывать на долгосрочные позитивные изменения в уменьшении распространенности курения.

Рекомендации ВОЗ медицинским работникам.

     Около 80% курящих людей ежегодно встречаются с врачами различных специальностей. Опыт стран, успешно проводящих борьбу с курением, доказывает, что значимый вклад в отказ от курения вносят медицинские работники первичного звена здравоохранения. Учреждения первичной медико-санитарной помощи являются оптимальным местом для выявления активных курильщиков, формирования мотивации отказа от курения и оказания необходимой медицинской помощи. Врачи и медицинские сестры чаще других контактируют с населением и имеют возможность влиять на привычки и поведение человека. Известно, что 2% пациентов бросают курить после одной квалифицированной врачебной консультации. Эти, на первый взгляд, незначительные, проценты означают, что тысячи людей откажутся от сигарет.

     Поэтому в рекомендациях ВОЗ подчеркивается, что:

-каждый медицинский работник несет ответственность за борьбу с эпидемией курения;

-прекращение курения – не только вопрос профилактики; его нужно рассматривать как одно из назначений пациенту при лечении различных заболеваний и реабилитации;

-медицинские работники должны быть примером для пациентов в отказе от курения.

     Медицинским работникам первичного звена здравоохранения необходимо направить усилия на устранение трех основных препятствий в отказе от курения:

-недостаточной информированности населения и каждого пациента о последствиях курения;

-отсутствия личной мотивации на отказ от курения;

-сформировавшейся никотиновой зависимости.

         Особое внимание необходимо уделять:

-подросткам,

-беременным женщинам и женщинам, планирующим иметь детей,

-людям, в семье которых есть новорожденные и маленькие дети,

-людям с повышенным артериальным давлением и уровнем холестерина в крови, сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями периферических артерий и органов дыхания, тем, кому предстоит операция.

      Медицинским работникам первичного звена здравоохранения рекомендуется:

-расспрашивать всех пациентов об их привычках в отношении курения;

-вносить в амбулаторную карту информацию о том, является ли пациент курильщиком или нет;

-советовать всем курильщикам бросить курить;

-помогать пациентам, готовым к отказу от курения, в составлении плана устранения этой привычки;

-оценивать степень никотиновой зависимости;

-обеспечивать постоянный контроль за бросающим курить, а в случае возобновления курения – убеждать в том, чтобы пациент попытался вновь отказаться от курения;

-по желанию пациента направлять его в специализированные учреждения.

По всем вопросам лечения никотиновой зависимости можно обращаться к врачу психитру-наркологу по месту жительства или в УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии» (тел. 60 45 76).

 

 

Заведующий наркологическим отделением

УЗ «Витебский областной клинический центр

 психиатрии и наркологии»                                                                               И.Н.Щелкунова

Как спасти жизнь

Как спасти жизнь?

По статистике, свыше 80% людей, совершающих суицид, предварительно дают знать о своем намерении другим людям. Происходит это потому, что самоубийство, за редким исключением, не совершается спонтанно. Оно «зреет» в течение определенного периода, проходя последовательно стадии от замыслов к намерениям и только потом — к их реализации.


Истинная причина самоубийств — это не игнорирование самой жизни, а желание прекратить  ту психологическую боль и невыносимую ситуацию, в которой оказался человек и  способ  видится  ему только в прекращении самого существования. Из этого следует, что истинным мотивом любого самоубийства является крик о помощи. Именно послание «Обратите, наконец, внимание, на то, как мне плохо, помогите мне!» лежит в основе суицида.
Бытует  заблуждение относительно личности людей, решившихся на этот шаг: о том, что они слабые, а то и душевно больные. В реальности  же это не так: душевно больных среди суицидентов -не более 40−50%, остальные — психически здоровые, но попавшие в сложное  жизненное положение и не нашедшие из него выхода, в силу своих личностных особенностей. Самоубийцы -личности сильные, способные на решение, даже такое страшное. Именно поэтому своевременно оказанная помощь и поддержка могут предотвратить неминуемые смертельные последствия, ибо просто без посторонней помощи человек может не увидеть иных возможностей выхода и решения, кроме ухода из жизни.

Что же можно противопоставить суицидальному настроению и как себя вести, чтобы вытащить человека из отчаяния?

  • Будьте рядом. Даже просто физически. Если вы далеко — найдите время приехать, если в соседнем доме -придите. Часто потенциальные самоубийцы «сканируют» свою жизнь, в поисках «хотя бы одного человека, которому будет по-настоящему не всё равно, если я умру». По этой же причине: говорите суициденту, что вам не всё равно. Человек должен слышать о том, что он нужен, любим и дорог. Известно немало случаев, когда любящие родители или друзья (особенно старшего возраста) выражают свою искреннюю заботу, беспрерывно ругая потенциального самоубийцу за слабость, малодушие, а узнав о желании покончить с собой, еще и за попытки избегания ответственности. А потом удивляются, почему же им не удалось его остановить, и как это он не понял, что дорог им.
  • Обсуждайте задуманный  им суицид без страха. Сама возможность говорить о своих намерениях снижает напряжение и силу душевной боли желающего умереть. Будьте готовы как можно подробнее обсудить то, как именно человек хочет совершить суицид: способ, цели, что будет потом (похороны, реакция окружающих, завещание и прочее). Порой одного этого, как бы проигрывания ситуации и ее подробного проговаривания уже достаточно, чтобы остановиться. Это происходит как бы вместо самого действия суицида (замещение). После того, как внимательно и неоднократно выслушаете, вносите свои коррективы в его воображение, разбивая иллюзии (очень часто это именно иллюзии) о том, что «всем так будет лучше» или наоборот «он(а) после этого будет мучиться всю жизнь». Помогите проследить последствия (но не запугивайте при этом): пострадают его близкие; немало людей после попыток суицида остается инвалидами или у них начинаются проблемы со здоровьем.
  • Обсуждайте причину задуманного суицида. Признавайте при этом чувства человека, давайте ему право на них. Не надо говорить «ты должен ее(его) забыть, ведь прошло уже столько времени», «ты не имеешь права злиться, ведь он(а) имел(а) право так поступить», «ты обязан(а) справиться с собой». Это не нам решать, что должны другие в эмоциональном плане.  
  • Постарайтесь понять чувства другого человека и покажите ему, что вы их понимаете: «я понимаю, что раз ты не хочешь жить, то тебе, наверное, очень плохо». Если вы не уверены, что понимаете, то не нужно притворяться или играть, а задайте проясняющие вопросы: «мне кажется, что ты…», «я правильно понимаю, что…», «я это слышу как то, что ты…» и т.д. Разговорите другого на его чувства и ощущения этого мира, таким образом вы снимете большую часть аффекта (эмоциональной вспышки) для суицидальных действий.
  • Спрашивайте о других возможностях. Если к суициду ведет конкретная ситуация, то, как можно подробнее, обсудите с суицидентом другие выходы из сложившейся ситуации, которые имеются в его распоряжении, и  пусть сам проговаривает эти варианты, а вы тем временем не просто слушайте, а  изредка задавайте наводящие вопросы, которые более подробно сориентируют человека при ответах. Таким образом, данный разговор приобретет форму переориентации мыслей суицидента на пути поиска выхода и окажет относительно успокаивающее воздействие.
  • Проявляйте заботу: покормите, сводите в кафе, предложите сделать что-то, что этот человек любит: хотя бы просто пройтись по улице или послушать музыку вместе. Если есть возможность, помогите получить профессиональную помощь, обратившись к психологу или позвонив на телефон Доверия. В качестве поддержки можно даже первый раз проводить его в кабинет специалиста.
    важно знать, если человек с депрессией начал принимать антидепрессанты, но не находится при этом в стационаре, будьте к нему очень внимательны: начало медикаментозной терапии может спровоцировать суицид, так как моторная заторможенность снимается, а витальная тоска остается. То есть, душевное состояние еще плохое, а силы для решительных действий (в том числе и для воплощения суицидального замысла) могут появиться, поэтому будьте внимательны к значимому другому. Не бойтесь напоминать о себе снова и снова. Не бойтесь повторять одни и те же слова поддержки долгие месяцы подряд.

 

Психолог УЗ «Городокская ЦРБ» Судакова Л.А.

Тел. Доверия 5-12-09 (802139) или +375333476057